«80 ЛЕТ ДЕПОРТАЦИИ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
За что?
Очерк
Моим родителям, дедушкам, бабушкам,
депортированным в 1941 году с
Кавказа в Казахстан, посвящается
Мартин ходил по этому заброшенному кладбищу и со странным чувством задавал себе вопрос: - «Откуда здесь, в мусульманской кавказской республике, оно могло появиться?» Надписи на надгробных плитах на немецком языке о годах жизни усопших уходили в двухсотлетнюю историю, а последние надписи датировались 1941 годом.
Мартин работал корреспондентом Английского журнала в Азербайджане и по роду своей журналистской деятельности много ездил по этой республике. После посещения города Ханлар у него возникло чувство некоторой нереальности, словно он попал в средневековый европейский городок- капитальные каменные двух-, трехэтажные дома, винные подвалы, практичные надворные постройки, ровные улицы, европейская архитектура и здание лютеранской церкви. Пообщавшись с местными старожилами, Мартин выяснил, что город первоначально назывался Еленендорф и был образован в начале 18 века переселенцами из немецкой земли Баден-Вюртемберг, а в 1941 году все жители немецкого происхождения были депортированы в Казахстан или Сибирь без права возвращения на Родину и без права распоряжения имуществом. Для него, воспитанного в интеллигентной английской семье в духе соблюдения прав человека, неприкосновенности частной собственности, уважения к закону, это было полным откровением.
По возвращении в Баку он попытался во всех возможных источниках найти что-либо о судьбах этих людей и о деталях депортации, но все было тщетно, эта страница истории Советского Союза была просто чистым листом.
Мартина всегда интересовала Россия, эта загадочная страна. Этот интерес появился еще в детстве, когда на уроке географии учитель показывал Советский Союз, а ему представлялось, что это огромная страна как бы нависает красным цветом над всем остальным миром. И не случайно позже, во время учебы в Университете при выборе второго иностранного языка он взял русский. По своим журналистским делам он часто бывал в России и, конечно, был наслышан и о сталинских репрессиях, и о лагерях, но то, что без каких- либо объяснений депортируется целый народ, и как выяснилось не один (корейцы, поляки, ингуши, чеченцы, крымские татары), в его голове не укладывалось.
Отчаявшись найти какую-либо информацию об этих событиях в официальных источниках, Мартин через социальные сети и немецкую газету «Дойче Альгемайнецайтунг», издаваемую в Казахстане, попросил откликнуться потомков немцев, проживавших до депортации на Кавказе. Откликнулись многие. Это были жители Караганды, Павлодара, Петропавловска, Семипалатинска и других городов Казахстана, жители различных городов Германии.
Отпуск заканчивался. У него оставалась неделя, которую он хотел посвятить встрече с родителями. Сидя в самолете рейса Штутгарт-Лондон и перебирая в своей памяти встречи с потомками ханларовцев, сначала в Казахстане, затем в Германии, он не мог не отдать должного уважения этим людям, их стойкости, законопослушности и трудолюбию. Каждому их поколению приходилось начинать свою жизнь заново, но верность принципу: «если тебе плохо, пойди и сделай что-нибудь полезное»- раз за разом помогала преодолевать выпадавшие на их долю удары судьбы.
Записывая в своем блокноте отдельные, наиболее запомнившиеся моменты встреч, рисуя на условной карте маршруты передвижения этих людей, он неожиданно поймал себя на мысли, что родовой круг многих из них замкнулся – когда-то предки выехали из земли Баден-Вюртемберг, а сегодня их потомки снова возвратились в те же места.
Но замкнулся ли? Одна пожилая женщина из г. Вайнгартен, родившаяся в Грузии в с. Элизабетталь, ныне Асурети, в возрасте 12 лет вместе с родителями и тремя сестрами депортированная в Казахстан, на его вопрос о том, как ей живется на исторической Родине, с грустью в голосе ответила: -«Моя Родина Грузия».
P.S. Спустя шесть месяцев в кафедральном соборе города Баку была организована фотовыставка Мартина о жизни потомков немецких колонистов Кавказа. Было много посетителей. Не было только ни тех, чьи лица смотрели на посетителей с пожелтевших фотографий, не было и их потомков.