1959 год. Преодолев «железный занавес», в СССР на гастроли приезжает Первый Тенор Мира. Каким образом это случилось, доподлинно неизвестно до сих пор – в СССР не платили такие гонорары капиталистическим артистам, и, скорее всего, поездка была благотворительной. Кто и как уговорил Великого приехать в Советский Союз, тоже сегодня неизвестно.
Страна Советов бурлила! От Камчатки до Минска! В Баку прильнул к радиоприемнику юный Муслим Магомаев!
Я тогда был в Баку, я тогда был совсем юн, только начинал пытаться петь и, я помню, включили радио, конечно, все знали, что Марио Дель Монако приезжает в Москву … Мы настроили наши приемники, шла трансляция из Большого театра. Я помню, что я был совершенно ошеломлен, потому что я никогда не слышал его в живом спектакле. Я помню тот триумф, который был – разрывался приемник от оваций, аплодисментов, криков «браво», я такого успеха никогда раньше не слышал в спектаклях.
Присутствовал Никита Сергеевич Хрущов, он сию минуту Дель Монако дал Орден Ленина, за два спектакля – Орден Ленина! Это … Что еще можно было тогда дать Марио Дель Монако?... Героя Соц. Труда только …
Бог дал ему такой голос, которого хватило бы сразу на десять теноров! Необыкновенной мощи звук, необыкновенной красоты! Ему Бог дал оперную сцену и сказал: «Будь оперным певцом!» Он поет все время на полном пределе мощи своего голоса, к тому же человек необыкновенной экспрессии, эмоциональности, он так заводится на сцене, что иногда страшно становится …
Прекрасный актер и, когда смотришь с ним оперные отрывки, понимаешь, что такие люди, такие певцы рождаются раз в 200 лет, раз в 300 лет. Таких оперных певцов, как Дель Монако, мало не только видеть, их нужно обязательно слышать живьем на оперной сцене, а пластинка уже не может передать саму мощь вот таких мощных голосов – ты можешь включить звук, выключить звук, сделать его тише, сделать его громче – как ты хочешь, собственно. Жалко, что уходят такие певцы!…
Если открыть любую музыкальную энциклопедию, любой справочник (ибо, нет такого издания, где Великий не был бы упомянут!), то среди наград Дель Монако мы увидим Орден Ленина!!
Вот у Карузо, например, нет Ордена «Красное Знамя» РСФСР, хотя хронологически это было бы возможно – первый советский Орден был учрежден в 1918 году, а Карузо ушел из жизни в 1921-м.
Нет Ордена Ленина у Паваротти-Доминго-Каррераса. И вообще, нет советских орденов у итальянских певцов! А у Дель Монако – есть, и не какой-нибудь, а вообще – Орден Ленина, Высшая Государственная награда СССР!! Выше нет!!
Интересно?
Интересно!! Это сейчас – милая ерунда, а тогда это было О-го-го!!!
Рассказываю, как все произошло.
Дель Монако спел два спектакля «Кармен» в Большом театре и два спектакля «Паяцы» в здании нынешнего Театра оперетты, которое называлось тогда Филиалом Большого театра. Он пел по-итальянски, потому что по-русски не знал ни слова, наши все пели по-русски по аналогичной причине. Записи остались – и аудио, и видео, слава Богу!! Кармен пела начинающая тогда Ирина Архипова, которая очень понравилась Дель Монако, и о таланте которой он высоко отозвался. Великий пригласил ее после московских гастролей спеть в нескольких своих спектаклях в Италию, с чего, собственно, и началась зарубежная карьера нашей Ирины Константиновны, и после чего возникли и стали развиваться советско-итальянские музыкальные связи.
Что тогда творилось – ни в сказке сказать, ни пером описать!!
Артисту 44 года - он в самом расцвете жизненных и творческих сил. За ним - шлейф побед на всех самых больших оперных сценах мира!!! Он уже - легенда!
Старики-коллекционеры рассказывали мне в свое время фантастические вещи!
Говорили, что после спектакля «Кармен» Дель Монако несли на руках по улицам Москвы до гостиницы и занесли его в номер.
Доподлинно известно, что растроганный певец полпервого ночи распахнул окна в гостинице и, увидев внизу море народа, подкатил рояль к окну и спел из окна несколько своих любимых итальянских песен бушующей толпе. Пел «О, мое солнце», «Ты, которая не плачешь!».
Разгоряченный после спектакля, обдуваемый прохладным ночным ветерком, он простудился и после московских гастролей отказался по болезни от нескольких выступлений, потеряв значительную сумму.
«Черт с ними, с деньгами! Такого, как в Москве, я вообще никогда не видел!» – говорят, сказал он тогда.
Марио Дель Монако в одном из поздних интервью сказал:
Я помню всех, кто пел со мной вместе, всех, кто пел в «Паяцах» и в «Кармен»!!! В частности, Ирину Архипову, которой я шлю свои самые наилучшие пожелания вместе со всей публикой, дорогой публикой Москвы!
Я в Москве оставил свое сердце!!!
Я надеюсь еще увидеть Москву, прежде чем умереть!!!
Так вот, про Орден Ленина.
Легенда гласит, что после спектакля, когда занавес закрылся, а все артисты все еще были на сцене, вдруг из-за кулис выбегает возбужденный и дрожащий от восторга Никита Сергеевич Хрущев.
Как известно, «Кармен» заканчивается тем, что в порыве ревности Хозе убивает Кармен и, рыдая, склоняется над ее бездыханным телом.
И вот, Никита Сергеевич, в порыве безумного восторга срывает со своего пиджака Орден Ленина и прикрепляет его прямо к окровавленной рубахе Хозе!
А испытывать безумный восторг, прямо скажем, было от чего!
Я уже говорил о том, что есть видеозаписи обоих спектаклей. Их можно посмотреть в Интернете. Опера «Кармен» начинается с больших хоровых сцен. Герой Дель Монако не сразу появляется на сцене. Мы видим наших хористов, съемки сделаны крупным планом, все идет своим чередом … И вот на сцене появляется Хозе-Дель Монако!!.. Вот это интересно посмотреть – нужно обратить внимание на лица хористов, когда стоящий рядом с ними Великий открывает рот и поет первые ноты своей партии. У хористов округляются глаза и, буквально, отвисают челюсти – как они смотрят на него!!! – Они не слышали такого никогда!!!
«Он начинал петь, и из его рта изливалось золото», – это слова нашего певца Владимира Атлантова о голосе Дель Монако.
Итальянские газеты, посвящавшие свои материалы 60-летию артиста, писали, что он и до сих пор голосом может разбить хрустальные бокалы с расстояния 10 метров!
А вот что сам, достаточно скромно, Дель Монако пишет в своей книге «Моя жизнь, мои успехи» об Ордене Ленина:
Вечером в день премьеры театр был переполнен. Приехал Н. С. Хрущев. Непосредственно перед этим он открыл сельскохозяйственную выставку. После спектакля в фойе Большого театра сказал нашему послу Пьетро Марки: «Как жаль, что у нас в СССР нет такого артистического дарования, как Дель Монако». Ему действительно очень понравилось, и он аплодировал от всей души. Но и успех у публики был грандиозный. После одной из арий аплодисменты не прекращались минут двадцать – рекорд, который вполне мог бы быть занесен в книгу Гиннеса.
Даже газета «Правда» уделила место «большому успеху Марио Дель Монако», итальянскому тенору, которого советское правительство наградило Орденом Ленина.
А вот фрагмент интервью сына Артиста, Джанкарло дель Монако, оперного режиссера:
Закончился спектакль. Отец был на сцене, и на сцену первый вышел какой-то человек и пристегнул на грудь отца прямо на костюм Хозе из Кармен что-то со звездой, с красным треугольником, медаль. Отец не понимал русского языка. Он увидел вдруг эту медаль на своей одежде и спросил у дирижера – что это?
И дирижер сказал: Маэстро Дель Монако! Вы не представляете! Это – Орден Ленина! Я, чтобы его получить, проработал 60 лет, а Вы получили его за один спектакль «Кармен»!
Отец сохранил этот орден. Теперь он у меня.
Ирина Архипова:
Не все, далеко не все итальянские певцы считают для себя необходимым к тому же быть артистом – а это был настоящий драматический артист, горячий и темпераментный.
Было впечатление, что мы пели много лет вместе. А ведь была всего-навсего одна репетиция сценическая! Всего-навсего одна!!!
Сейчас я приведу ссылку на видео. Легендарная ария Хозе «Видишь, как свято сохраняю цветок, что ты мне подарила». Хозе объясняется в любви Кармен. В конце арии – феноменальная по красоте и звучности нота, Хозе-Дель Монако опускается на колени перед Кармен. Архипова-Кармен сидит на стуле. Народ бушует, публика зашлась в аплодисментах и криках «браво». Вообще, не полагается кланяться – всякие поклоны, благодарности публике нарушают художественную ткань спектакля, отвлекают от сопереживания. Истинных ценителей отвлекают и тебе, т. е. певцу, мешают – ты в экстазе, а надо из образа выходить, кланяться, публику благодарить … Но тут, конечно – нечто невообразимое в зале происходит, рев восторга, народ бушует. Он встает и сдержанно кланяется, народ продолжает бушевать, он – еще пару поклонов и опускается к Архиповой!! А народ продолжает реветь от восторга, они не дают продолжать спектакль, нельзя начинать петь, да и оркестра слышно не будет сквозь этот рык звериный. Он опять встает, сдержанно кланяется, опять поклон, опять … Народ не унимается, Великий опускается на колени перед Архиповой. Дальше эта запись обрывается, но я знаю, что будет дальше, я видел запись всей оперы. Архипова еще полминуты выждет и кивнет дирижеру – народ не унимается, продолжает бушевать, оркестр начинает, сквозь бурю и рев зала оркестр еле слышно, потом они начинают петь – их тоже почти не слышно через бурю эмоций зала, наконец, зал еще через минуту смолкнет, и опера продолжится.
И вот сейчас, друзья, вы все это увидите.
А вот еще один творческий подвиг Великого певца, о котором он скромно не упомянул в мемуарах!
Широко об этом неизвестно, но это было!
Дель Монако предложили записать в Москве пластинку с русскими музыкантами.
Назначили время и место. Если не ошибаюсь, это происходило в легендарной 1-й студии звукозаписи в Доме Радио на улице Качалова. Сейчас ничего этого, конечно, уже нет!
А мне об этом рассказывал мой дед, который работал в оркестре Госкино СССР, потому что все музыканты Москвы знали об этом случае и передавали его из уст в уста, как какое-то диво!! А это и было дивом на самом деле!! Но это – было!!!
Для наглядности приведу такое сравнение, уж извините – на себе всегда понятнее!
Я записываю один романс в студии, который по продолжительности потом будет длиться 3-4 минуты, 4 часа!! Ну, так уж получается по жизни – я ничего не могу сделать! Спел романс, сбегал к оператору послушать – там не нравится, здесь плохо, там можно получше … Идешь перепеваешь – опять не нравится … Здесь можно поярче, здесь слишком длинная нота, здесь можно громче, здесь тише … Идешь, перепеваешь … И вот так бегаешь – слушаешь-перепеваешь, слушаешь-перепеваешь, слушаешь-перепеваешь … Техника позволяет спеть заново 1 куплет, припев и т. д., и потом все соединить. И этот процесс длится 3-4 часа, пока не получается то, что ты задумал! А конечный результат, напомню, длится 3-3,5 минуты.
Рассказываю, как приблизительно Дель Монако записывал 5 арий. Потом вышла советская пластинка формата Гранд, т. е 20-25 мин.
Сидит оркестр, ждет дирижер. Подъезжает машина ко входу, выходит Марио Дель Монако, заходит в студию: «Buongiorno, signori e signore»! (Добрый день, дамы и господа!) Здоровается с дирижером, все готово. Дирижер дает вступление, Великий гениально поет все 5 арий одну за другой. Раскланивается и уже в дверях: «Grazie! Grazie! Arrivederci»!!! (Спасибо! До свидания!)
За все про все – те самые полчаса! На целую пластинку! Которая спета гениально!!
Оркестр и дирижер стоят с открытыми ртами и пытаются осознать, что это только сейчас было!!!
Муслим Магомаев:
С одного дубля записал диск!!! Еще одна победа здесь в России, в Москве!!!
Друзья! Буду рад поприветствовать фанатов Великого Дель Монако! Вашим комментариям всегда рад!
Подписывайтесь на канал «Жизнь артиста в Дзене».
Про лайки не забывайте, пожалуйста!!