Найти тему

Откуда Орден Ленина у Великого итальянского певца

1959 год. Преодолев «железный занавес», в СССР на гастроли приезжает Первый Тенор Мира. Каким образом это случилось, доподлинно неизвестно до сих пор – в СССР не платили такие гонорары капиталистическим артистам, и, скорее всего, поездка была благотворительной. Кто и как уговорил Великого приехать в Советский Союз, тоже сегодня неизвестно.

Великий Марио Дель Монако.
Великий Марио Дель Монако.

Страна Советов бурлила! От Камчатки до Минска! В Баку прильнул к радиоприемнику юный Муслим Магомаев!

Я тогда был в Баку, я тогда был совсем юн, только начинал пытаться петь и, я помню, включили радио, конечно, все знали, что Марио Дель Монако приезжает в Москву … Мы настроили наши приемники, шла трансляция из Большого театра. Я помню, что я был совершенно ошеломлен, потому что я никогда не слышал его в живом спектакле. Я помню тот триумф, который был – разрывался приемник от оваций, аплодисментов, криков «браво», я такого успеха никогда раньше не слышал в спектаклях.
Присутствовал Никита Сергеевич Хрущов, он сию минуту Дель Монако дал Орден Ленина, за два спектакля – Орден Ленина! Это … Что еще можно было тогда дать Марио Дель Монако?... Героя Соц. Труда только …
Бог дал ему такой голос, которого хватило бы сразу на десять теноров! Необыкновенной мощи звук, необыкновенной красоты! Ему Бог дал оперную сцену и сказал: «Будь оперным певцом!» Он поет все время на полном пределе мощи своего голоса, к тому же человек необыкновенной экспрессии, эмоциональности, он так заводится на сцене, что иногда страшно становится …
Прекрасный актер и, когда смотришь с ним оперные отрывки, понимаешь, что такие люди, такие певцы рождаются раз в 200 лет, раз в 300 лет. Таких оперных певцов, как Дель Монако, мало не только видеть, их нужно обязательно слышать живьем на оперной сцене, а пластинка уже не может передать саму мощь вот таких мощных голосов – ты можешь включить звук, выключить звук, сделать его тише, сделать его громче – как ты хочешь, собственно. Жалко, что уходят такие певцы!…
На репетиции. И здесь - в полную силу!
На репетиции. И здесь - в полную силу!

Если открыть любую музыкальную энциклопедию, любой справочник (ибо, нет такого издания, где Великий не был бы упомянут!), то среди наград Дель Монако мы увидим Орден Ленина!!

Вот у Карузо, например, нет Ордена «Красное Знамя» РСФСР, хотя хронологически это было бы возможно – первый советский Орден был учрежден в 1918 году, а Карузо ушел из жизни в 1921-м.

Нет Ордена Ленина у Паваротти-Доминго-Каррераса. И вообще, нет советских орденов у итальянских певцов! А у Дель Монако – есть, и не какой-нибудь, а вообще – Орден Ленина, Высшая Государственная награда СССР!! Выше нет!!

Интересно?

Интересно!! Это сейчас – милая ерунда, а тогда это было О-го-го!!!

Рассказываю, как все произошло.

Дель Монако спел два спектакля «Кармен» в Большом театре и два спектакля «Паяцы» в здании нынешнего Театра оперетты, которое называлось тогда Филиалом Большого театра. Он пел по-итальянски, потому что по-русски не знал ни слова, наши все пели по-русски по аналогичной причине. Записи остались – и аудио, и видео, слава Богу!! Кармен пела начинающая тогда Ирина Архипова, которая очень понравилась Дель Монако, и о таланте которой он высоко отозвался. Великий пригласил ее после московских гастролей спеть в нескольких своих спектаклях в Италию, с чего, собственно, и началась зарубежная карьера нашей Ирины Константиновны, и после чего возникли и стали развиваться советско-итальянские музыкальные связи.

Что тогда творилось – ни в сказке сказать, ни пером описать!!

Артисту 44 года - он в самом расцвете жизненных и творческих сил. За ним - шлейф побед на всех самых больших оперных сценах мира!!! Он уже - легенда!

Старики-коллекционеры рассказывали мне в свое время фантастические вещи!

В толпе поклонников.
В толпе поклонников.

Говорили, что после спектакля «Кармен» Дель Монако несли на руках по улицам Москвы до гостиницы и занесли его в номер.

Доподлинно известно, что растроганный певец полпервого ночи распахнул окна в гостинице и, увидев внизу море народа, подкатил рояль к окну и спел из окна несколько своих любимых итальянских песен бушующей толпе. Пел «О, мое солнце», «Ты, которая не плачешь!».

Разгоряченный после спектакля, обдуваемый прохладным ночным ветерком, он простудился и после московских гастролей отказался по болезни от нескольких выступлений, потеряв значительную сумму.

«Черт с ними, с деньгами! Такого, как в Москве, я вообще никогда не видел!» – говорят, сказал он тогда.

После ухода со сцены.
После ухода со сцены.

Марио Дель Монако в одном из поздних интервью сказал:

Я помню всех, кто пел со мной вместе, всех, кто пел в «Паяцах» и в «Кармен»!!! В частности, Ирину Архипову, которой я шлю свои самые наилучшие пожелания вместе со всей публикой, дорогой публикой Москвы!
Я в Москве оставил свое сердце!!!
Я надеюсь еще увидеть Москву, прежде чем умереть!!!
С И. Архиповой после спектакля.
С И. Архиповой после спектакля.

Так вот, про Орден Ленина.

Легенда гласит, что после спектакля, когда занавес закрылся, а все артисты все еще были на сцене, вдруг из-за кулис выбегает возбужденный и дрожащий от восторга Никита Сергеевич Хрущев.

Как известно, «Кармен» заканчивается тем, что в порыве ревности Хозе убивает Кармен и, рыдая, склоняется над ее бездыханным телом.

И вот, Никита Сергеевич, в порыве безумного восторга срывает со своего пиджака Орден Ленина и прикрепляет его прямо к окровавленной рубахе Хозе!

А испытывать безумный восторг, прямо скажем, было от чего!

С И. Архиповой на сцене. Хозе - Марио Дель Монако, Кармен - И. Архипова в опере "Кармен" Ж. Бизе.
С И. Архиповой на сцене. Хозе - Марио Дель Монако, Кармен - И. Архипова в опере "Кармен" Ж. Бизе.

Я уже говорил о том, что есть видеозаписи обоих спектаклей. Их можно посмотреть в Интернете. Опера «Кармен» начинается с больших хоровых сцен. Герой Дель Монако не сразу появляется на сцене. Мы видим наших хористов, съемки сделаны крупным планом, все идет своим чередом … И вот на сцене появляется Хозе-Дель Монако!!.. Вот это интересно посмотреть – нужно обратить внимание на лица хористов, когда стоящий рядом с ними Великий открывает рот и поет первые ноты своей партии. У хористов округляются глаза и, буквально, отвисают челюсти – как они смотрят на него!!! – Они не слышали такого никогда!!!

«Он начинал петь, и из его рта изливалось золото», – это слова нашего певца Владимира Атлантова о голосе Дель Монако.

Итальянские газеты, посвящавшие свои материалы 60-летию артиста, писали, что он и до сих пор голосом может разбить хрустальные бокалы с расстояния 10 метров!

Марио Дель Монако!!!
Марио Дель Монако!!!

А вот что сам, достаточно скромно, Дель Монако пишет в своей книге «Моя жизнь, мои успехи» об Ордене Ленина:

Вечером в день премьеры театр был переполнен. Приехал Н. С. Хрущев. Непосредственно перед этим он открыл сельскохозяйственную выставку. После спектакля в фойе Большого театра сказал нашему послу Пьетро Марки: «Как жаль, что у нас в СССР нет такого артистического дарования, как Дель Монако». Ему действительно очень понравилось, и он аплодировал от всей души. Но и успех у публики был грандиозный. После одной из арий аплодисменты не прекращались минут двадцать – рекорд, который вполне мог бы быть занесен в книгу Гиннеса.
Даже газета «Правда» уделила место «большому успеху Марио Дель Монако», итальянскому тенору, которого советское правительство наградило Орденом Ленина.
В костюме дона Хозе в опере "Кармен" Ж. Бизе.
В костюме дона Хозе в опере "Кармен" Ж. Бизе.

А вот фрагмент интервью сына Артиста, Джанкарло дель Монако, оперного режиссера:

Закончился спектакль. Отец был на сцене, и на сцену первый вышел какой-то человек и пристегнул на грудь отца прямо на костюм Хозе из Кармен что-то со звездой, с красным треугольником, медаль. Отец не понимал русского языка. Он увидел вдруг эту медаль на своей одежде и спросил у дирижера – что это?
И дирижер сказал: Маэстро Дель Монако! Вы не представляете! Это – Орден Ленина! Я, чтобы его получить, проработал 60 лет, а Вы получили его за один спектакль «Кармен»!
Отец сохранил этот орден. Теперь он у меня.
Фото на память. После спектакля "Кармен". Слева направо: Дирижер А. Ш. Мелик-Пашаев, И. К. Архипова, Марио Дель Монако, П. Г. Лисициан, И. Масленникова, А. Мишутин.
Фото на память. После спектакля "Кармен". Слева направо: Дирижер А. Ш. Мелик-Пашаев, И. К. Архипова, Марио Дель Монако, П. Г. Лисициан, И. Масленникова, А. Мишутин.

Ирина Архипова:

Не все, далеко не все итальянские певцы считают для себя необходимым к тому же быть артистом – а это был настоящий драматический артист, горячий и темпераментный.
Было впечатление, что мы пели много лет вместе. А ведь была всего-навсего одна репетиция сценическая! Всего-навсего одна!!!

Сейчас я приведу ссылку на видео. Легендарная ария Хозе «Видишь, как свято сохраняю цветок, что ты мне подарила». Хозе объясняется в любви Кармен. В конце арии – феноменальная по красоте и звучности нота, Хозе-Дель Монако опускается на колени перед Кармен. Архипова-Кармен сидит на стуле. Народ бушует, публика зашлась в аплодисментах и криках «браво». Вообще, не полагается кланяться – всякие поклоны, благодарности публике нарушают художественную ткань спектакля, отвлекают от сопереживания. Истинных ценителей отвлекают и тебе, т. е. певцу, мешают – ты в экстазе, а надо из образа выходить, кланяться, публику благодарить … Но тут, конечно – нечто невообразимое в зале происходит, рев восторга, народ бушует. Он встает и сдержанно кланяется, народ продолжает бушевать, он – еще пару поклонов и опускается к Архиповой!! А народ продолжает реветь от восторга, они не дают продолжать спектакль, нельзя начинать петь, да и оркестра слышно не будет сквозь этот рык звериный. Он опять встает, сдержанно кланяется, опять поклон, опять … Народ не унимается, Великий опускается на колени перед Архиповой. Дальше эта запись обрывается, но я знаю, что будет дальше, я видел запись всей оперы. Архипова еще полминуты выждет и кивнет дирижеру – народ не унимается, продолжает бушевать, оркестр начинает, сквозь бурю и рев зала оркестр еле слышно, потом они начинают петь – их тоже почти не слышно через бурю эмоций зала, наконец, зал еще через минуту смолкнет, и опера продолжится.

И вот сейчас, друзья, вы все это увидите.

Ария Хозе с цветком. Поет Марио Дель Монако. Кармен - Ирина Архипова. Запись июня 1959 года со сцены Большого театра.

В роли Канио в опере "Паяцы" Р. Леонкавалло. Еще два спектакля "Паяцы" Марио Дель Монако в этот приезд спел на сцене филиала Большого театра. Теперь это - московский Театр оперетты. Но Орден Ленина получил за "Кармен".
В роли Канио в опере "Паяцы" Р. Леонкавалло. Еще два спектакля "Паяцы" Марио Дель Монако в этот приезд спел на сцене филиала Большого театра. Теперь это - московский Театр оперетты. Но Орден Ленина получил за "Кармен".

А вот еще один творческий подвиг Великого певца, о котором он скромно не упомянул в мемуарах!

Широко об этом неизвестно, но это было!

Дель Монако предложили записать в Москве пластинку с русскими музыкантами.

Назначили время и место. Если не ошибаюсь, это происходило в легендарной 1-й студии звукозаписи в Доме Радио на улице Качалова. Сейчас ничего этого, конечно, уже нет!

А мне об этом рассказывал мой дед, который работал в оркестре Госкино СССР, потому что все музыканты Москвы знали об этом случае и передавали его из уст в уста, как какое-то диво!! А это и было дивом на самом деле!! Но это – было!!!

Для наглядности приведу такое сравнение, уж извините – на себе всегда понятнее!

Я записываю один романс в студии, который по продолжительности потом будет длиться 3-4 минуты, 4 часа!! Ну, так уж получается по жизни – я ничего не могу сделать! Спел романс, сбегал к оператору послушать – там не нравится, здесь плохо, там можно получше … Идешь перепеваешь – опять не нравится … Здесь можно поярче, здесь слишком длинная нота, здесь можно громче, здесь тише … Идешь, перепеваешь … И вот так бегаешь – слушаешь-перепеваешь, слушаешь-перепеваешь, слушаешь-перепеваешь … Техника позволяет спеть заново 1 куплет, припев и т. д., и потом все соединить. И этот процесс длится 3-4 часа, пока не получается то, что ты задумал! А конечный результат, напомню, длится 3-3,5 минуты.

Рассказываю, как приблизительно Дель Монако записывал 5 арий. Потом вышла советская пластинка формата Гранд, т. е 20-25 мин.

Сидит оркестр, ждет дирижер. Подъезжает машина ко входу, выходит Марио Дель Монако, заходит в студию: «Buongiorno, signori e signore»! (Добрый день, дамы и господа!) Здоровается с дирижером, все готово. Дирижер дает вступление, Великий гениально поет все 5 арий одну за другой. Раскланивается и уже в дверях: «Grazie! Grazie! Arrivederci»!!! (Спасибо! До свидания!)

За все про все – те самые полчаса! На целую пластинку! Которая спета гениально!!

Оркестр и дирижер стоят с открытыми ртами и пытаются осознать, что это только сейчас было!!!

Самое известное фото из советских газет. Марио Дель Монако с женой Риной у Большого театра. Рину он всегда брал с собой. Без Рины он не мог. Рина сопровождала его и в Москве.
Самое известное фото из советских газет. Марио Дель Монако с женой Риной у Большого театра. Рину он всегда брал с собой. Без Рины он не мог. Рина сопровождала его и в Москве.

Муслим Магомаев:

С одного дубля записал диск!!! Еще одна победа здесь в России, в Москве!!!

Друзья! Буду рад поприветствовать фанатов Великого Дель Монако! Вашим комментариям всегда рад!

Подписывайтесь на канал «Жизнь артиста в Дзене».

Про лайки не забывайте, пожалуйста!!