Найти в Дзене
Лодочник

Разрешено ли пользоваться самодельной лодкой: Что требует ГИМС

Оглавление

Как регистрировать лодку-самострой в ГИМС?

Разрешается ли эксплуатировать её без регистрации?

Небольшая статья, со ссылками на регулирующие правовые акты...

В комментариях иногда появляются сообщения о том, что в каком-то регионе, легко и просто поставили на учёт самодельную лодку.

  • Скорее всего это было лет 8 назад.
  • Либо это постройка по утверждённому проекту, с приложенными документами по материалам, которые были использованы для постройки судна.

А возможно, была покупка самостроя — который не требует регистрации в государственном реестре маломерных судов. Вот один из таких комментариев, от читателя канала "Лодочник":

Андрей Крапивин: Строителю (для продажи своих лодок) требуется иметь профильный диплом и регистрацию (типа, ЧП "Лодка"). Будет строить лодки и платить налоги.
Вот пример: Эту лодку я купил в 2014г. за 50 т.р. Дорого потому, что по закону — с сертификатом и налогами.
Фото: Андрей Крапивин
Фото: Андрей Крапивин

Важно знать: Если лодка-самострой будет ходить под мотором 15 (или более) л.с, то её полагается ставить на учёт (госрегистрация в ГИМС).

Как законно оформить самострой?

Предлагаю потратить пару минут и прочитать об этом. Даже если не собираетесь регистрировать самодельную лодку — просто, будете знать, как это делается.

-3

Всю процедуру регистрации такой лодки в ГИМС можно разбить на четыре этапа:

1) Классификация судна. То есть, определение класса судна, исходя из предоставленной технической документации (по которой судно построено). Таким образом определяется район плавания для этого судна, максимальное удаление от берега при максимально разрешённой высоте волны.

2) Испытание мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). В результате составляется заключение о пригодности судна к плаванию.

3) Техническое освидетельствование. Проверка состояния судна, его оборудования и снаряжения.

4) Непосредственно, сам процесс гос.регистрации маломерного судна. И получение судового билета (это самое простое).

Получается, что сложный — только первый этап: "Классификация". Вздохнули с облегчением? Не расслабляйтесь раньше времени...

Процедуру классификации судна регулирует Постановление Правительства РФ от 18.09.2013 г. № 820 (ссылка). Там сказано, что для освидетельствования маломерного судна, необходимо предоставить (п7. а.):

Конструкторскую, построечную документацию. А также расчеты прочности, остойчивости и непотопляемости.

Кажется, ничего сложного... Раньше, до принятия ТР ТС 026/2012, достаточно было предоставить чертёж, описание судна и минимальные расчеты.

Теперь судно-самострой (судно самостоятельной постройки) проходит такую же процедуру классификации как и серийные суда, выпускаемые официальными производителями.

Сотрудники ГИМС (а именно они проводят классификацию судна), руководствуются методическими рекомендациями, которые продиктованы им в письме МЧС России от 27.09.2016 n 29/1-3-1730 (ссылка).

Открываем по ссылке эту методичку и смотрим "Рассмотрение и согласование технической документации".

Там 32 пункта документов, которые необходимо предоставить (по сути, это полноценный проект постройки судна). Кроме проекта, потребуются документы на материалы, использованные для постройки (сертификаты, подтверждение покупки).

Не удивляйтесь, если ГИМС потребует чтобы проектная документация была подготовлена только сертифицированной проектной организацией.
-5
Так что сами понимаете, зарегистрировать традиционный поморский карбас, построенный местным умельцем, вам будет сложно.
С судном, построенным по официальному проекту, будет проще.

Затем ГИМС проверяет предоставленную техническую документацию на соответствие требованиям уже озвученного Технического Регламента Таможенного Союза (ТР ТС 026/2012) — в период, не превышающий 20 рабочих дней. В случае необходимости согласования и уточнения тех.документации или расчетов, этот срок может быть продлён.

Можно ли пользоваться лодкой не подлежащей регистрации, если сделал её самостоятельно?

-6

Можно. Никакого оформления в этом случае не требуется. Но правила пользования маломерными судами соблюдать обязательно! Так же, не забывайте о нормах оснащения своего судна.

Напомню. Суда до 200 кг весом (включительно) и с мотором мощностью до 8 кВт (включительно) регистрации не подлежат. Это же относится и к судам самостоятельной постройки.

-7

Ссылка на подробное описание постройки и регистрации лодки (как это было в реальности) — советую прочитать.