Григорий (Постников), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский
В Неделю первую по Пятидесятнице,
Всех святых
Святая Церковь сегодня вспоминает о наших святых братьях и сестрах, прежде живших на земле, а теперь живущих на небесах. Они уже окончили свое земное странствование, оттрудились, отборолись, оттерпелись и теперь совершенно дома, вместе со своим Искупителем Иисусом Христом (Ин. 12, 26), с мириадами святых Ангелов, и наслаждаются таким блаженством, которого на земле никогда еще не видало ни одно око, не слыхало ни одно ухо и вполне не чувствовало ни одно человеческое сердце (1 Кор. 2, 9). Что сделало их святыми и блаженными — вот вопрос, который сегодня очень очень естественно должен рождаться во всяком из нас и всякого из нас располагать к исканию верного на него ответа. Хочу дать этот ответ и в нем кратко показать путь, которым святые достигли своего спасения и которым посему верно может достигнуть спасения и всякий из нас.
В чем существенно состояла святость прославляемых нами всех святых? Их святость существенно состояла в том, что они посвятили или отдали своему Господу всё свое сердце, возлюбили Его больше всего. Поэтому всякий случай, который мог больше и определеннее объяснить им Его волю, был для них случаем самым важным и драгоценным. Они непременно пользовались им, если не отвлекала их от того какая-нибудь иная неотлагаемая обязанность, например обязанность немедленно оказать возможную помощь находящемуся в крайней бедности ближнему и т. п. Познанная воля Божия составляла непременный закон для их действий, закон самый важный и самый любезный. Они никогда не действовали по собственной воле, никогда не удовлетворяли противозаконным требованиям своей плоти, своего сердца, других людей или какого-либо места, времени. Они всегда старались делать только то, что требовала от них воля Божия, и старались так внимательно и постоянно, что от исполнения Божией воли не могли отвлечь их ни брань, ни похвала, ни бедность, ни богатство, ни узы, ни свобода, ни лесть, ни страх, ни мучения, ни смерть. Оскорбить Бога неисполнением Его воли, в чем бы она ни состояла, для них было ужаснее всякой земной брани, всякой бедности, всяких уз, всякого страха, всякой муки и смерти. Всякое исполнение Божией воли, с какими бы оно ни сопряжено было трудами и пожертвованиями, доставляло им величайшее удовольствие, просвещало их ум, успокаивало их сердце, услаждало их совесть и укрепляло их новыми силами к добру. Они имели в себе по обетованию Господа радость Его совершенную (Ин. 17, 13).
Как они дошли до такой крепкой привязанности к Господу?
Все святые сначала были такие же люди, как и мы. Все они имели чувственную, слабую, расположенную ко злу природу, как и мы. Многие из них нередко так же оступались и падали, как и мы. Но некогда во время своей жизни они — иные раньше, другие позже — обратили строгое внимание на свое сердце и увидели, что оно совершенно не таково, каким ему должно быть по воле Божией, и что им должно сделаться совершенно людьми иными. А увидев себя в таком ненадлежащем состоянии, всякий из них с твердой решимостью принимался за исправление себя.
Эти минуты самопознания и решимости были самыми важными минутами в их жизни. С этих минут каждый из них начал обращать непрестанное внимание на все свои злые пожелания и склонности и каждое из таковых желаний и склонностей старался побеждать всеми силами, какие только находил в себе. С этих самых минут всякий из них непрестанно упражнялся в молитве и по своей немощи всем сердцем просил у Бога Отца, у Бога Сына — Господа Иисуса и у Всесвятого Духа благодатных сил к сопротивлению, преодолению и истреблению своих злых пожеланий и склонностей. И с этих же самых минут они всевозможно удалялись от всех случаев, при которых прежде возбуждались и нагло требовали себе удовлетворения их злые склонности и страсти.
Таково было начало святой жизни всех святых. Начало всякого дела бывает трудно. А начало дела самого важного из всех наших дел, начало покаяния и исправления себя всегда бывает очень трудно. Сам Господь сравнивает изменение грешного человека в святого с нашим телесным рождением на свет (Ин. 3, 3–7), а телесное рождение человека всегда бывает опасно, страшно и болезненно. Таково было и рождение всех святых покаянием. Но как Бог крайне желает, чтобы все люди покаялись, исправились и спаслись (Иез. 18, 23; 33, 11; I Тим. 2, 4), то Он всевозможно одобрял (2 Кор. 1, 3–4) и укреплял их в спасительном их деле силами Своей благодати (Флп. 4, 13), и они скоро получали отвращение от всякого греха, прежде более или менее ими любимого, и сильнейшую привязанность ко Господу.
Когда же впоследствии при помощи Божией благодати они чувствовали себя свободными от крепких уз греха и посредством истинного покаяния примиренными с Богом и со своей совестью, тогда дело спасения для них было уже весьма легко и утешительно. Потому что тогда их совесть уже не мучила их, злые пожелания возникали в них реже и слабее, соблазны действовали на них менее, и они наибольшей частью наслаждались спокойствием. Теперь можно ли им было снова предаваться грехам, снова низвергаться в прежнюю бездну сует мира? Никак! Теперь они уже испытали на себе милосердие Божие, узнали, как благ Господь, восчувствовали, как сладко утешение доброй совести! Теперь им нельзя было забыть и оставить Господа! Теперь Бог был истинное сокровище их души: всё их сердце было занято Им и язык их больше всего говорил о Нем! Его воля и Его любовь всегда были в их мыслях и в их сердце. Их любимейшим делом было благодарить Его и прославлять Его между людьми. Словом, Бог всегда был перед их глазами. Когда они предпринимали какое-нибудь дело, тогда тотчас обращались к Нему и молились: «Господи! Благослови начинаемое, чтобы оно совершилось по воле Твоей!» Без молитвы они не начинали ничего. Когда начатое дело чем-нибудь затруднялось, они опять молились: «Господи! Ты можешь помочь — помоги окончить начатое во славу Твою!» Когда их дело оканчивалось, они тотчас снова молились: «Слава Тебе, Господи! Ты благословил начало дела — Ты помог окончить его!» Когда постигало их какое-либо несчастье, они также тотчас прибегали ко Господу и молились: «Ты можешь помочь! Сними с нас тяжкое бремя! Впрочем, если оно нам нужно и Тебе не угодно снять его, да будет воля Твоя! Только помоги Своею благодатью снести его!» Когда они подвергались какому-нибудь сильному искушению ко греху, тогда, всем сердцем обращаясь к Богу, молились Ему: «Господи, беспредельно Твое могущество! Беспредельна Твоя милость! Избави нас от опасного искушения!» Так или иначе они молились при всех случаях и, молясь, не прекращали своей борьбы с искушениями, но продолжали бороться и боролись всеми силами, какие имели. Господь укреплял их, и они побеждали.
Когда, по какой-нибудь случайной слабости или неосторожности, они снова впадали в грех, тогда тотчас вставали и молились с глубочайшим сокрушением сердца: «Боже, будь милостив нам грешным! Очисти нас оскверненных. Всели страх Твой в сердце наше и даруй нам всегда и во всем поступать по Твоей воле! Господь прощал их Своею благодатью, ободрил ох, укреплял их, и они тем ревностнее береглись от грехов.
Таким образом, вообще за делом ли каким были святые, без дела ли, дома ли, и людях ли, в поле ли, в церкви ли, одни ли, с другими ли всегда живо помнили Господа. А это всегдашнее памятование о Боге или, лучше, взирание на Господа Бога непрерывно побуждало их исполнять волю Его и укрепляло их в исполнении Его воли. Наконец, многократные опыты вразумления, утешения, помощи, ободрения, какие святыми получаемы были от Господа, особенно в обстоятельствах трудных, мало помалу исполняли их глубочайшим и весьма утешительным уверением, что подлинно щедр и милостив Господе, долготерпелив и многомилостив. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам... как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его (Пс. 102: 8, 10, 13), и что Он истинно стоит того, чтобы мы жили или и умерли для Его славы! И это уверение так крепко привязывало их к Господу и к воле Его, что уже ничто не было в силах отторгнуть их от Господа и от воли Его.
Вог как сделались святыми все прославляемые нами сегодня святые! Не ясно ли из сего, почему многие из нас так слабы и добродетели и так еще далеко позади? Многие из нас даже еще и не начинали пути спасения. Хотя истина, читанная, слышанная или как-нибудь иначе усмотренная, иногда сильно трогает наше сердце, но ее впечатление скоро опять изглаживается и, и мы остаемся совершенно такими же, какими были. Во многих из нас еще нет твердой решимости исправиться: мы желаем исправиться — и в то же время опять не желаем. Молимся, но еще не говорим от всей умиленной души с мытарем: Боже, милостив буди мне грешнику (Лк. 18,13)! Исповедуемся, но еще не имеем ни должного раскаяния в грехах, ни твердой решимости оставить грех, ни даже слабого желания предаться Господу всем сердцем. Как же мы можем делать что-нибудь доброе? Как можем исполнять волю Божию, когда в нас еще живет грех и когда почти еще вся наша воля есть воля греха?
Некоторые полагают и действительное начало к исправлению — начало такое, какого только можно желать; но прекрасный росток их духовной жизни, к несчастью, почти всегда умирает в то же время, как зарождается, потому что они скоро теряют терпение беречь и взращивать его — оттого, что невнимательны к себе, неусердно молятся и, будучи отвлечены помышлениями и делами земными, забывают небесное.
Вот причины того, почему многие люди не делаются святыми. Они или еще не начинают исправляться, или и начинают, но тотчас перестают.
Итак, кто из нас еще не начинал истинного покаяния и исправления или и начинал, но без успеха, тот пусть без отлагательства обратится к своему сердцу и при свете Божиих заповедей со всем вниманием основательно осмотрит его; осмотрев же, пусть повергнется пред Всемилостивым Богом, не желающим смерти ни единого грешника, и со всей искренностью исповедует все свои грехи пред Его служителем. Затем пусть от всего сердца молится Всесвятому Духу о даровании ему сил для преодоления своих злых наклонностей и страстей; но, молясь, пусть отнюдь не перестает преодолевать свои злые склонности и страсти, каких бы то ни стоило ему трудов, слез и пожертвований. Друже! Возьмись за спасение своей души безбоязненно. Святые были такие же люди, как и ты. Господь помог им сделаться святыми — поможет и тебе. Для нашего спасения Он дал нам даже Своего Единородного Сына — откажет ли тебе в какой-либо нужной помощи к спасению? Не бойся! Начни спасать свою душу — и спасешься!
Аминь.