Найти тему
БЛОКНОТ ЖЕНИ БОРИСОВОЙ

Мой милый, что тебе я сделала?!

Дочь моя Софья сейчас гостит у бабушки с дедушкой, у моих родителей. В квартире два огромных книжных шкафа, в которых стоят собрания сочинений Толстых (двух), Чехова, Гоголя и прочих писателей. Ну, и мы с ней переписываемся на предмет того, чтобы она не теряла времени даром и, пользуясь случаем, почитала что-нибудь из летнего списка литературы.

Она мне скидывает список литературы, я читаю. Вижу там и упомянутого Чехова, и Солженицына, и Булгакова, и два десятка поэтов Серебряного века. И писателей-фронтовиков. И вспоминаю такую историю.

Когда я училась в 10 классе, у нас в лицее был отдельный предмет, что-то вроде театрального кружка. Вела его актриса областного драматического театра Людмила Николаевна Усанова. Женщина к тому времени уже пожилая, но очень бодрая, эмоциональная и вовлечённая.

Я в 16 лет: дома у подруги.
Я в 16 лет: дома у подруги.

К отчётному спектаклю в конце года каждый из нас должен был показать какой-то номер. Мне Людмила Николаевна дала стихотворение Марины Цветаевой "Мой милый, что тебе я сделала?" (сильно сокращу стихотворение, для понимания материала просто приведу):

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче - все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, -

Все жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

"Мой милый, что тебе я сделала?!"

Спрошу я стул, спрошу кровать:

"За что, за что терплю и бедствую?"

"Отцеловал - колесовать:

Другую целовать", - ответствуют.

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил - в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе - я сделала?

Все ведаю - не прекословь!

Вновь зрячая - уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть-садовница.

Само - что дерево трясти! -

В срок яблоко спадает спелое…

- За все, за все меня прости,

Мой милый, - что тебе я сделала!

Когда я встретила это стихотворение через много лет, после тяжёлого развода и большого обмана, я прочитала его и разревелась. Настолько пронзительное стихотворение, практически вопль женщины, которую разлюбил мужчина!

Но тогда, когда мне было 16 лет, я никак не могла прочитать его достаточно эмоционально. Людмила Николаевна объясняла мне, о чём это, и я понимала, но прочувствовать не могла! И всё было не то - эмоции не те, накал не тот, интонации не те. Как-то я выступила, конечно, и это было что-то вроде небольшой поэтической зарисовки, но собой осталась недовольна.

Это опять я в 10 классе на празднике газеты "СТОБОЙ"
Это опять я в 10 классе на празднике газеты "СТОБОЙ"

Так вот прочитав стихотворение Цветаевой ближе к 30 годам, я изумилась: ну как можно было это чувство и эту боль прочувствовать, не имея жизненного опыта? Мне кажется, никак. Стихотворение я выучила, но по-настоящему его понять может только взрослая женщина, хотя бы приблизившаяся к переживанию этой боли. И просящая прощения в итоге.

Вот это несоответствие кажется мне критическим при чтении списка литературы для школьников. Можно читать Толстого и Достоевского в 16 лет, понять их - ну частично, возможно. Проникнуться, осознать в полной мере? - вряд ли. Дочь моя категорически протестует против "Войны и мира". Для меня как для филолога и выпускницы, написавшей блестящее выпускное сочинение именно по этому роману, это фиаско. Я читала "Войну и мир" дважды, но исключительно для того, чтобы написать итоговое сочинение. Люблю ли я это произведение? - нет.

Сегодня же попалась статья, что большинство школьников проголосовали бы за исключение именно этого произведения из школьной программы. И это то, о чём я время от времени размышляю: и мы, и наши дети, читают книги не по возрасту. Они не в состоянии оценить всю прелесть этих романов и повестей. Вряд ли Лев Николаевич писал "Анну Каренину" о глубинных чувствах и переживаниях женщин и мужчин для того, чтобы роман читали 15-16-летние дети. А Гоголь писал острейшую комедию "Ревизор" для подростков? Тоже сомневаюсь.

Кажется, да, ну что ещё изучать, если не великую русскую литературу? На мой взгляд, вариантов множество. В той же статье сказано, что дети были бы рады включению в список изучаемой литературы Стругацких, Брэдбери, Сэлинджера, Кинга, наконец.

Я пробежалась по спискам литературы для всех классов - с 1 по 11. До 4-го класса преимущественно сказки и очень детские писатели, а потом - Астрид Линдгрен вперемешку с Чеховым и Куприным. Но самое главное не это, а то, что абсолютно все писатели, которых изучают школьники, - это писатели 19-го и первой половины 20-го веков. Да, это классика, всегда актуальная, но ведь с того времени много стоящего было написано.

Если есть задача показать школьнику всю бездну человеческих отношений, боли и жизни маленького человека, - то да, Достоевский и Чехов идеально подойдут. Но я знаю очень мало людей, которые по-честному прочитали весь школьный список литературы. И это в те времена, когда даже интернета не было! Зато очень многие возненавидели Толстого и того же Фёдора Михалыча. А вот если разнообразить список изучаемой литературы даже Гарри Поттером (сами школьники предложили), то можно привить детям любовь к чтению.

А в долгосрочной перспективе это гораздо важнее, как мне кажется.

А вы что добавили бы в школьную программу по литературе, а что выкинули бы без зазрения совести?

Минутка саморекламы: у меня есть Инстаграм, где я пишу о прочитанных мною книгах, веду собственный рейтинг произведений преимущественно современных авторов. Если интересно - милости прошу по ссылке.