Недавно я обратила внимание на то, что вокруг очень много недовольных, сморщенных физиономий. Заходишь в магазин, транспорт, идешь по городу – редко-редко встретишь улыбку или просто расслабленное лицо. Все напряженные и недовольные. Ладно, хмурость и угрюмость можно списать на трудности нашей жизни, настолько ли мы сейчас хуже живем, чем 10-20 лет назад? А люди становятся все более раздражительными, брюзжащими.
Знакомый социолог, с которым мы обсуждали этот феномен, рассказал, что мы живем в эпоху кризиса наслаждений. Люди все меньше и короче чему-то радуются, все меньше получают удовольствие от привычных вещей.
Действительно, раньше много радовало и даже наполняло восторгом (и не только меня). Теперь нужно постараться, чтобы получить удовольствие. Даже дети сейчас все время чем-то недовольны. Новая игрушка радует их очень короткий период времени, уже не порадуешь ребенка, например, просто мороженым, для многих это теперь привычная повседневная еда.
Социолог объясняет это захлестнувшей наше общество волной потребительства. Люди привыкли получать удовольствие от покупок. Им это уже тридцать лет активно навязывает реклама. Люди покупают, минуту радуются и начинают мечтать о другой покупке.
Но, по словам того же социолога, любой кризис – это повод для переосмысления жизненного опыта и мировоззрения. Он рассказал мне, что именно в ответ на потребительство появились дауншифтеры – люди, которые максимально отказываются от благ цивилизации, довольствуясь малым. Но все же не стоит впадать в такие крайности.
Нужно просто снова научиться получать удовольствие от мелочей и простых вещей: хороший кофе в кофейне, общение с друзьями, прогулка в парке, забавная надпись на стене, улыбка незнакомого человека. Я стараюсь радоваться каждому дню и поводы, оказывается, всегда находятся.
Социолог, кстати, меня успокоили говорит, что среди молодежи уже зарождается такое направление, связанное с радостями простой жизни и это обнадеживает.
А вы почувствовали на себе кризис наслаждений?