Найти тему
Жизнь экспата в Китае

Кризис наслаждений, оказывается, – примета нового времени: почему вокруг столько недовольных лиц и что с этим делать

Недавно я обратила внимание на то, что вокруг очень много недовольных, сморщенных физиономий. Заходишь в магазин, транспорт, идешь по городу – редко-редко встретишь улыбку или просто расслабленное лицо. Все напряженные и недовольные. Ладно, хмурость и угрюмость можно списать на трудности нашей жизни, настолько ли мы сейчас хуже живем, чем 10-20 лет назад? А люди становятся все более раздражительными, брюзжащими.

Знакомый социолог, с которым мы обсуждали этот феномен, рассказал, что мы живем в эпоху кризиса наслаждений. Люди все меньше и короче чему-то радуются, все меньше получают удовольствие от привычных вещей.

Действительно, раньше много радовало и даже наполняло восторгом (и не только меня). Теперь нужно постараться, чтобы получить удовольствие. Даже дети сейчас все время чем-то недовольны. Новая игрушка радует их очень короткий период времени, уже не порадуешь ребенка, например, просто мороженым, для многих это теперь привычная повседневная еда.

-2

Социолог объясняет это захлестнувшей наше общество волной потребительства. Люди привыкли получать удовольствие от покупок. Им это уже тридцать лет активно навязывает реклама. Люди покупают, минуту радуются и начинают мечтать о другой покупке.

Но, по словам того же социолога, любой кризис – это повод для переосмысления жизненного опыта и мировоззрения. Он рассказал мне, что именно в ответ на потребительство появились дауншифтеры – люди, которые максимально отказываются от благ цивилизации, довольствуясь малым. Но все же не стоит впадать в такие крайности.

Все-таки дети пока еще умеют радоваться жизни, главное не задушить это умение
Все-таки дети пока еще умеют радоваться жизни, главное не задушить это умение

Нужно просто снова научиться получать удовольствие от мелочей и простых вещей: хороший кофе в кофейне, общение с друзьями, прогулка в парке, забавная надпись на стене, улыбка незнакомого человека. Я стараюсь радоваться каждому дню и поводы, оказывается, всегда находятся.

Социолог, кстати, меня успокоили говорит, что среди молодежи уже зарождается такое направление, связанное с радостями простой жизни и это обнадеживает.

А вы почувствовали на себе кризис наслаждений?