Найти тему
Христианство и смысл жизни

О вере и маловерии

«Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам. Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.» (Лк. 12: 27-32).

Как известно из Евангелия для спасения необходима вера в Господа нашего Иисуса Христа, мы спасаемся верой в Него. «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь.» (Ин. 5: 24). Но о какой вере идёт речь, о какой вере говорит Господь? Есть мнение, что достаточно только верить в душе? Так ли это? Чтобы это понять, давайте посмотрим, что же такое вера? «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.» (Евр. 11: 1). Вера – это есть осуществление ожидаемого, причём под ожидаемым понимаются будущие блага, которые ожидают верующего, и уверенность в невидимом, как в видимом. Но Евангелие говорит нам о том, что для получения этих будущих благ в будущем веке, необходимо соблюдать слово Божие, исполнять Его, необходимо эти будущие блага заслужить. «А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.» (Лк. 11: 28). Так вот, чтобы заслужить будущие блага, нужно во многом отказывать себе в плотских удовольствиях. Человек же который выбирает для себя будущие блага, но зато вечные, отказывает себе в каких-то удовольствиях здесь, выбирая добродетель, и таким образом выбирая будущие вечные блага, поднимается над человеческим, стремится к Божественному, к вечному блаженству в Боге. «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.» (Рим. 8: 6-8). "... Жизнь грешников показывает в себе все наслаждения настоящего века. Жизнь праведных являет одни блага будущего века. Путь спасаемых сколько обещает благ будущих, столько и представляет трудов в настоящем. А жизнь сластолюбивая и невоздержная предлагает не ожидаемое впоследствии, но настоящее уже наслаждение. Посему всякая душа приходит в кружение и не может устоять среди помыслов. Когда приведет себе на мысль вечное, избирает добродетель, когда же обратит взор на настоящее, предпочитает удовольствие. Здесь видит прохладу для плоти, а там ее порабощение, здесь пьянство, а там пост, здесь необузданный смех, а там обильные слезы, здесь пляски, а там молитву, здесь свирели, а там воздыхания, здесь блуд, а там девство. Поскольку же истинное благо удобопостижимо разумом только чрез веру (ибо оно отдалено от нас – и око не видало его, и ухо о нем не слыхало), а сладость греха у нас под руками, и наслаждение вливается посредством каждого чувства, то тот блажен, кто не увлекся в погибель приманками удовольствия, но с терпением ожидает надежды спасения и при выборе того или другого пути не вступил на путь, ведущий ко злу...." Святитель Василий Великий. Если мир радуется сейчас, предаваясь наслаждениям, то избранные Божии ожидают будущих благ, где нет ни болезни, ни плача, ни воздыхания, но жизнь вечная: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.» (Ин. 16: 20). Господь говорит Своим ученикам, эти слова идут сразу после вышеприведённого отрывка из Евангелия от Луки, 12 глава: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.» (Лк. 12: 33-34).

-2

Исполнять заповеди Божии, выбирать добродетели, а не сиюминутные удовольствия, можно только имея крепкую веру. Именно о такой вере говорит Господь, о живой вере, которая подтверждается делами. Апостол Иаков говорит: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак. 2: 14-24). Именно дела человека, его отказ от греха, выбор добродетели, говорят о его вере, и такой человек спасается. «Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путём? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.» (Иак. 2: 25-26). Истинно верующие во Христа, готовы умереть за Него. Так, мученики, имея крепкую веру, умирали за Христа. Господь призывает отвергнуться себя: «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её.» (Мк. 8: 34-35).» Именно благодаря вере, женщине, которая помазала миром ноги Христа и отёрла волосами, простились грехи: «вера твоя спасла тебя, иди с миром.» (Лк. 7: 50). Люди верующие, у которых живёт в сердцах истинная вера во Христа, и как бы освящает их, бодрствуют по слову Господа, ожидая Его Пришествия, живя сегодняшним днём, как последним: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдет их так, то блаженны рабы те.» (Лк. 12: 35-38). Освящённые верой, они бодрствуют, трезвятся, будучи сынами света, потому что, как говорит Апостол Павел: «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа» (1-е Фес. 5: 3-9). По сути, эти люди отрекаются от мира, пребывая, как бы, мёртвыми для мира сего, но живыми для Бога, ожидающими Его: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.» (Кол. 3: 1-4). Благодаря вере можно и положить душу за друзей, зная, что такой человек обретёт вечную жизнь, веря слову Господа, поступив, как Христос: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» (Ин. 15: 13). Во главу угла такие люди ставят Бога, а не земные блага, тем самым, поднимаясь над человеческим, устремляясь к Богу, и к вечной жизни, выбирая будущие блага, вечные: «ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь.» (Псалом 62: 4). «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.» (Лк. 10: 42). Они имеют уверенность в невидимом, и ожидают будущие блага, вечные, поэтому выбирают добродетель здесь, посты, молитвы, самоотречение, угождение не себе, а людям, делают добрые дела, побеждают свои страсти, побеждают этот мир верою во Христа. «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки. Ибо всякий, рождённый от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (1-е Ин. 5: 3-5). Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.» (Откр. 12: 11).

-3

Что же такое маловерие? Маловерие – это, исходя от обратного, определения веры: «1) недостаточно твёрдая убежденность в истинности учения Церкви о Боге как о Творце, Промыслителе, Спасителе и Судье мира; 2) недостаточно твёрдое упование на Божественный Промысл; 3) ненадлежащее следование Божьему закону, проявляющееся в послаблениях в отношении соблюдения религиозно-нравственных требований, уклонении от исполнения христианского долга; 4) колебание в вере, сомнение относительно Божественных совершенств и возможностей.» Азбука веры. К маловерию близко понятие теплохладности. Сам Спаситель, Иисус Христос употребляет это слово «маловерные» в отношении людей, ищущих материальных благ, проявляющих этим недоверие к Богу, искание земного, а не духовного, как мы читаем в вышеприведённом отрывке из Евангелия от Луки в 12 главе. Господь сказал, что всего этого ищут люди мира сего. (см. Лк. 12: 30). Часто такие люди ищут земных благ более, нежели духовных, и эта многозаботливость отвлекает от общения с Богом, от спасения души, но Господь говорит: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8: 36-37). Также ещё в этом месте, когда ученики, проявили недоверие Богу, испугавшись волнения на море: «И когда вошёл Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.» (Мф. 8: 23-26). И ещё, Господь называет маловерным Петра, который пошёл по водам навстречу Господу, но усомнился и начал тонуть: «А лодка была уже на середине моря, и её било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошёл к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14: 24-31). Ещё маловерие люди проявляют в отношении Промысла Божия. Люди начинают бояться, беспокоиться о будущем, в этом проявляется недоверие Богу. На это Спаситель говорит: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.» (Лк. 17: 29-31). Вот именно это сомнение мешает часто нам по жизни, двоедушие, теплохладность. По сути, от этого маловерия проистекают многие грехи, человек будучи двоедушен, теплохладен, верит в Бога, но при этом и служит своим страстям, ищет земного, а не небесного, отсюда неисполнение заповедей Божиих, так как ум мыслит о земном, отсюда грехи. Часто маловерие мешает исполнению просимого нами в молитве. «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих.» (Иак. 1: 6-8). А человек истинно верующий, имеющий сильную веру, по слову Спасителя, получает в молитве просимое: «Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море», – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.» (Мф. 21: 22). Но здесь также важна вера живая, которая подтверждается делами, исполнением заповедей Божиих, потому что сказано: «много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.» (Иак. 5: 16-18); «очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их.» (Псалом 33: 15).

-4

В человеке борются свет и тьма, с одной стороны вера, а с другой стороны неверие. Ведь в плоти живёт грех, живут страсти, с которыми нужно бороться, живёт неверие. А поэтому, живущие по плоти Богу угодить не могут, надо жить по Духу, преодолевая страсти, маловерие, просить Господа избавить от этого, укрепить веру: «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.» (Мк. 9: 23-24). Это подобно тому, как в сказке «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева: Оля встречает своё отражение Яло, попадает в Королевство кривых зеркал. При этом Оля в такой ситуации становится более ответственной, требовательной к себе, а Яло воплощает все её недостатки: рассеянность, лень, чрезмерную любовь к сладкому, неаккуратность и боязливость. Когда Оля видит себя со стороны, то она исправляется. Также и нам полезно посмотреть на свои недостатки, как бы со стороны, посмотреть в себя, принести покаяние, избавиться от теплохладности, утвердившись в вере и добродетели, выбирая будущие блага. Вот, в Евангелие приведён пример проявления настоящей веры, доверия Богу и смирения перед Ним, это прокажённый, который верил, что если Господь захочет, то исцелит его: «Когда же сошёл Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошёл прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.» (Мф. 8: 1-3). Нам нужно укрепляться в вере. Ведь здесь мы живём верой и надеждой на будущую жизнь, а там, в вечности, когда придёт эта реальность, то мы увидим всё своими глазами. Если не до конца уверуем, или вообще не уверуем, не покаемся, не исправим сердца, когда попадём в иной мир, будем жалеть о том, скольких благ мы лишаемся. Ведь так или иначе, рано или поздно мы столкнёмся с вечностью: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.» (1-е Кор. 13: 12-13).

Оля и Яло из сказки "Королевство кривых зеркал" В. Губарева
Оля и Яло из сказки "Королевство кривых зеркал" В. Губарева

«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.» (Евр. 11: 6).

«Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.» (Иак. 4: 7-10).

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!