Найти тему

Первый царь, который начал использовать ссылку как наказание и кто были первыми царственными узниками заточения.

Самым эффективным средством воспитания строптивых и неугодных стали ссылки на сибирских и дальневосточных территориях, когда-то приобретенные российскими самодержцами. Борис Федорович Годунов стал первым царем, который стал использовать такое наказание, т.е. заточение многих важных узников. Для этого он облюбовал Яик (с конца XVIII века - Урал), а именно небольшой городок Пелым.

Оторванность от "большой земли" послужила веской причиной, для того, чтобы в 1600 году одним из первых пелымских узников стал стольник Иван Никитич Романов - дядя Михаила Федоровича, первого царя из новой династии. Следующим по приказу царя Бориса был переведен из Яренска в Пелым родной брат Ивана Никитича - Василий. А третий из братьев - окольничий Михаил Никитич отбывал ссылку в деревушке Ныроб, расположенной по другую сторону Уральского хребта. Романовы приходились двоюродными братьями царю Федору Ивановичу, последнему представителю династии Ивана Калиты. Их отец - Никита Романович Юрьев приходился братом царицы Анастасии, первой жены Ивана IV.

Все братья Романовы могли претендовать на трон. Умирая царь Федор "вручил свой царский жезл" старшему из братьев Романовых - Федору Никитичу, но тот, "чтобы избавить свое любезное отечество от внутренних междоусобиц и кровопролитий", передал "корону и скипетр Борису".

Годунов по крови не был ни Рюриковичем, ни потомком Калиты, поэтому Романовы имели больше прав на престол. Немудрено, что Борис ждал удобного случая, чтобы расправиться с братьями Романовыми. По летописи причина опалы заключалась в следующем. Дворецкий Семен Годунов (родственник царя Бориса) сумел подкупить казначея Романовых Бартенева Второго, чтобы он подкинул в кладовую Александра Никитича Романова мешок "с кореньями", а потом донес, что господа его припасли для государя отравное зелье. Сразу же произвели обыск и нашли "коренья". Романовых вместе с их окружением заключили под стражу. Затем последовал суровый приговор: старшего из братьев Федора Никитича насильно постригли в монахи и сослали в монастырь в Северную Двину, а потом по разным местам отправили в ссылку и остальных "преступников".

Михаил Никитич Романов. Художник С.Н. Ефошкин. Яндекс. Картинки.
Михаил Никитич Романов. Художник С.Н. Ефошкин. Яндекс. Картинки.

У одного из братьев - Михаила Никитича Романова оказалась трагичная судьба. Побывавший в Ныробе в августе 1875 года профессор Н. Вагнер так описывает место ссылки: "В этом краю, особенно осенью, уже чувствуется приближенье полярных стран, почти безлесных, болотистых тундр, немых пустырей. Небо бледно холодно, в мертвом лесу мертвая тишина, все деревья становятся ниже ... как бы растут в землю ... Цветов нет, трава чахлая редкая ...". Узника везли в глухой кибитке, под стражей, закованного в кандалы. Местный 100-летний крестьянин Максим Денисович Пономарев в 1815 году рассказывал известному путешественнику, географу и историку флота В.Н. Берху: "Михаила Никитича привезли в Ныроб зимою 1901 года; при нем находился некто Роман Тюшин и 6 человек сторожей, кои принялись немедленно выкапывать для него яму ... Дорывши землянку, посадили в оную Михаила Никитича, оставя только малое отверстие для света, а стража расположилась в ближнем домишке. Через несколько времени, когда морозы усилились, сделали в землянке маленькую печь".

Прибывший в 1891 году в Ныроб пермский историк А.А. Дмитриев ( по его версии это было в августе 1600г.) подтвердил остальное. Сырая и холодная темница, вырытая в земле, и концу XIX века сохранилась в почти первоначальном виде и мало чем отличалась от могилы, ее площадь составляла около двух квадратных сажен, а вышина не превышала двух с половиной аршин. Маленькое отверстие в потолке служило для освещения, подачи пищи и в качестве дымохода. Движения арестанта сковывались трехпудовыми плечными, ручными и ножными "железами", которые никогда не снимались.

Местные жители, разведав, что узника держат на хлебе и воде "научили своих детей носить к нему в удочках квас, масло и тому подобное. Однако наступило разоблачение и начальник стражи Р. Тюшин отправил в Москву донос, в результате которого все местные жители были схвачены и отправлены на допрос в Казань. В результате пыток один человек умер, а оставшиеся в живых содержались в тюрьмах, и возвратились домой только в царствование Василия Шуйского.

В августе 1601 года Михаил Никитович Романов умер в ныробском заточении, а Годунов был доволен таким финалом: никакого расследования обстоятельств смерти не производилось.

В феврале 1602 года из Яренска в Пелыме, под надзором стрелецкого сотника И .Некрасова, привезли Василия Никитича Романова, который был уже тяжело болен, с грамотой от царя, в которой говорилось, что ссыльного "не ковать" и кормить калачами, говядиной, рыбой и житным квасом. Но тот кормил его скудно, и "железа на Василия положил".

В Палыме Василия Никитича от Некрасова принял Смирной Маматов, который охранял его брата Ивана Никитича. По царскому указу братьям разрешено было находиться в одной избе. Жизнь пелымских узников была намного легче, чем у их брата Михаила, хотя цепи с них так и на были сняты, вопреки царскому указу. Василия Никитича расковали только перед самой смертью. А Ивану Никитичу все-таки удалось выжить: по ходатайству И.И. Годунова, женатого на сестре Романовых Ирине Никитичне, "уже без имени злодея", его переводят на службу в Уфу, а в последствии в Москву.

Гробница Михаила Никитича Романова в Богоявленской Церкви. Яндекс. Картинки,
Гробница Михаила Никитича Романова в Богоявленской Церкви. Яндекс. Картинки,

Еще в 1602 году над темницей Михаила Никитича была построена деревянная часовня. А в 1736 году жители Ныроба возвели каменный храм во имя Богоявления Господня, в интерьер которой было включено место захоронения Михаила Никитича Романова. Священник храма В. Попов рассказывал А.А. Дмитриеву, что "усердные богомольцы, посещающие Ныроб, надевают на себя оковы Михаила Никитича и простаивают в них обедни и панихиды, отправляемые над гробницей страдальца".

Железные оковы Михаила Никитича Романова. Яндекс. Картинки.
Железные оковы Михаила Никитича Романова. Яндекс. Картинки.

Сейчас эти кандалы хранятся в Чердынском краеведческом музее, а Ныроб с его святынями приобрел широкую известность.

Спасибо, что дочитали до конца.

Пишите комментарии и ставьте лайки, подписывайтесь на канал, будет интересно!