Еще недавно его называли «террористом», а теперь главред «экстремистских» телеграм-каналов переведен под домашний арест.
В пятницу Следственный комитет Беларуси сообщил, что Роман Протасевич и его девушка Софья Сапега переведены под домашний арест.
Почему история с «врагом государства», из-за которого власти даже рискнули принудительно посадить самолет Ryanair, приняла такой неожиданный оборот? Можно выделить две основные причины.
Первая – внешнеполитическая.
Белорусские власти явно не ожидали, какой скандал разразится на Западе из-за спецоперации по задержанию Протасевича. Так получилось, что теперь он – самый известный политзаключенный Беларуси, хотя таковых в стране более 500 и там хватает гораздо более значимых фигур.
А раз так, то власти решили показать Западу свой «гуманизм», ценой перевода под домашний арест всего одного политзаключенного, а не всех. Таким образом Минск всеми силами пытается не допустить ужесточения европейских санкций.
Вторая причина – внутриполитическая.
На примере Протасевича власти дают понять всем остальным белорусам (политзаключенным и не только), каких действий ожидают от них. А именно: полного покаяния, смирения и безоговорочного сотрудничества.
А колеблющимся это сигнал: активные участники протестов меняют свою позицию, не лезьте на рожон и вы.
Оправдается ли расчет белорусских властей? Вряд ли.
На Западе в Протасевиче видят исключительно заложника, который вынужден говорить то, что от него требуют власти. Расчувствоваться в Европе могут только в случае, если блогера отпустят из Беларуси.
Внутри страны с Протасевича также вряд ли станут брать пример. В прошлом году на сотрудничество с властями согласился Юрий Воскресенский, но до задержания Протасевича он оставался исключением из правил.
Мнение: Протасевич добровольно перешел на сторону власти