(Книга "четверть века")
Интересным же было тёплое и слегка ветреное утро шестого мая 2004 года, когда в Санкт-Петербург с неофициальным визитом зашел французский крейсер-вертолётоносец «Жанна Д’Арк».
В то время в наш город довольно-таки часто заходили различные иностранные военные корабли, привлекая к себе внимание не только жителей и гостей города, но и конечно же средства массовой информации, которые в погоне за масенькой сенсацией и даже ради тривиального хайпа из ординарного события пытались изобрести бурю в стакане и подать своей аудитории грубо сфабрикованный материал, порой очень далёкий от реальности. Вот об этом и будет эта небольшая история.
Итак, вертолётоносец «Жанна Д’Арк» с курсантами на борту, который ещё вдобавок нёс на своём борту по паре вертолетов «Alouette III» и «Dauphin» и был вооружен двумя 100-миллиметровыми артустановками и даже шестью пусковыми установками противокорабельных ракет «Экзосет», медленно и уверенно подходил к плавпричалу на набережной Лейтенанта Шмидта. Как обычно их встречали представители французского дипломатического корпуса и наша команда от Ленинградской ВМБ с оркестром. Немного поодаль кучковалась группа из разномастных представителей телевизионных и радиоканалов. Вот оркестр как всегда привычно и непринуждённо заиграл приветственный марш. На причале засуетились встречающие делегации, швартовая команда и представители прессы, которые уже вовсю снимали происходящее на видео и фотокамеры.
Серая «Жанна Д’Арк» уже почти вплотную подошла к причалу и, когда расстояние между причалом и кораблём было не более метра, предательский внезапный порыв ветра как-то неосторожно прислонил огромный серый корпус 180-метрового корабля к причалу. Как обычно в таких случаях раздался неприятный и пронзительный скрип от соприкосновения с корабельным бортом мокрых от воды огромных кранцев типа «Йокогама», которые мягко с амортизировали. От этого наш плавпричал немного покачнулся. Несильно так, но покачнулся. Вместе с ним покачнулся и сверкающий медью оркестр, покачнулись и все стоящие на причале, невольно вызвав у нас снисходительную улыбку – «припарковался-таки». Но вот сей незначительный факт вызвал у некоторых корреспондентов почему-то нездоровый ажиотаж и даже испуг.
Несколько бойцов репортерского пера тут же с нескрываемым волнением подошли к нам с тревожными лицами:
- Что-то случилось? А мы не утонем? А корабль сильно повредился? – вопросы, один наивнее другого, посыпались на нас как горох.
- Да ничего не случилось, - успокаивали мы репортёров, - всё штатно и планово.
Но некоторые не успокаивались и, тревожно следя за рутинными эволюциями швартовой команды в оранжевых жилетах, продолжали задавать безграмотные вопросы. Один из представителей, трудно назвать корреспондентом, известной российской круглосуточной информационно-разговорной радиостанции, название которой уже сейчас стало эквивалентом ругательства, а раньше оно означало физическое явление, заключающееся в принятии наблюдателем отраженной от препятствий волны, задал… точнее выступил с кратким безапелляционным спичем, увенчавшийся абсурдными вопросами:
- На нашей радиостанции я считаюсь экспертом в военной области (о как!). Я заметил на борту французского судна-вертолётоносца (о Боги!) кроме пушек ещё и ракетные установки. (Вот какой наблюдательный!). У меня к Вам следующие вопросы: «А Вы не боитесь, что судно пустит по нам ракеты?» и «Что Вы предпримите в таком случае против него?».
Мда. Если там у них такие военные эксперты, то… ну да ладно. Начинаем курс ЛикБеза.
- Уважаемый эксперт, - пришлось собрать волю в кулак и не свалиться в обыкновенное саркастическое подтрунивание, - дело в том, что Вам, как непревзойдённому знатоку военной техники должно быть известно, что это не судно, а боевой корабль, несущий вооружение. Теперь про ракеты. А ответьте мне пожалуйста, зачем и по кому крейсер начнёт стрелять, стоя у причала в центре Санкт-Петербурга?
В ответ – недоуменное молчание и обиженное сопение.
- Идём далее. Если Вы такой эксперт, то не подскажете, а какого типа ракеты находятся на борту французского корабля?
В ответ – опять недовольное сопение и разочарованный выражение лица уплывающей из рук сенсации.
- Не знаете. Это – противокорабельные ракеты. Куда и по кому по-Вашему должен стрелять французский корабль, находящийся с неофициальным и дружественным визитом в Санкт-Петербурге, экипаж которого будет принимать участие в официальных мероприятиях по празднованию Великой Победы?
В ответ – уже раздражённое сопение и нервное подёргивание плечами.
- Так что, последний Ваш вопрос «а что мы будем делать в ответ», ввиду своей вопиющей абсурдности и безграмотности сам собой отпал. Не правда ли? ...
Корреспондент молча спрятал маленький микрофончик в кармашек пиджачка, выключил портативный диктофон и, не проронив ни слова, обиженно удалился в сторону группы остальных корреспондентов. Потом было краткое интервью местным телеканалам, в котором рассказали о целях визита корабля и об основных мероприятиях. Так – рутинная обыкновенная работа.
Вот тут бы и закончить сей рассказ, но вот вечером, уже возвращаясь на машине домой, я вдруг услышал по этой радиостанции интересное сообщение. Сейчас у же, конечно всех деталей и подробностей не припомнить, но основной смысл таких вот «новостей» был таков, что в Санкт-Петербург прибыло французское вертолётоносное-судно «Жанна Д’Арк» с мощным ракетным вооружением. Во время швартовки корабль получил лёгкие повреждения корпуса (чтоооо?!), а все встречающие только чудом из-за этого происшествия не свалились в Неву. Это всё стало причиной низкой организации и неумелых действий принимающей российской стороны в лице Ленинградской ВМБ!
Ай, да выстрел! Вот так отомстил нам «военизированный» обиженный эксперт. Молодец.
Конечно же, возмущению не было предела. И первым же делом хотелось тут же позвонить на радиостанцию и спросить, что за пули они там отливают? Но пока я добирался до дома, сводка новостей на радиостанции уже закончилась и пришло время аналитического военного обзора тем самым «знатотеем». В ходе своего повествования, тот уникум начал распространяться на тему – насколько прекрасен и хорош французский вертолётоносец 1964 года постройки по сравнению с безнадёжно устаревшим российским авианосцем «Адмирал Кузнецов».
А потом и вообще пустился в рассуждения, как в своё время турецкие власти не хотели пропускать русский авианосец из Черного моря через черноморские проливы и только после того как (внимание!) русский авианосец подошёл к шлюзам пролива Босфор и погрозил туркам своими мощными пушками, те испугались и открыли не только шлюзовые ворота пролива, но даже подняли (опять внимание!) свой разводной мост, соединяющий азиатскую часть Стамбула с европейской, создав при этом по обеим сторонам пролива огромные многочасовые пробки…
ЗАНАВЕС. Вот это ЖАБА… прямо «Жабба Д’Арк» какая-то…
И снова захотелось позвонить этим олухам и горе-экспертам и просто спросить:
- Ребята, а Вы хоть раз были сами в проливе Босфор? И сколько там мостов? А на какой они высоте расположены? И разводные ли они? И где, в конце концов там находятся так называемые шлюзовые ворота?
Хотелось даже рассказать им немного про международное морское право – в плане их утверждения про наши угрозы огромными пушками, стоящими тут и там на авианосце… Но потом вдруг пришло осознание грустной действительности, что этим деятелям с разговорной радиостанции ничего не доказать и не объяснить. Они сами для себя всё уже давно решили.
И как там сказано у Сергея Есенина:
Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Вот почему, обалдев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер…
Одним словом, именно с тех пор я перестал слушать эту российскую круглосуточную информационно-разговорную радиостанцию, название которой означает полное отречение от реальности… И именно с тех пор представители этой радиостанции уже никогда не получали от ЛенВМБ больше аккредитации на ведение своих абсурдных репортажей о заходах иностранных кораблей в город Санкт-Петербург.
Ну а справедливости ради можно отметить, что абсурд и глупости эта радиостанция не прекратила вещать и по сей день, судя по отзывам об их деятельности представителей других – более авторитетных СМИ.
Ну а тогда, крейсер-вертолётоносец «Жанна Д’Арк» простоял в Санкт-Петербурге до 11 мая и спокойно убыл далее по своему маршруту.
И единственное, что тогда нас всех удивило на корабле – это большое количество личных автомобилей и велосипедов, хранившихся в ангарном помещении вертолётоносца. Как нам потом рассказали сами французские моряки, в различных портах они при помощи своего корабельного крана выгружали эти авто прямо на причал и катались на своих машинах по местным улицам. При этом моряки очень сожалели, что наш плавпричал не был оборудован нормальным «автомобильным» съездом на набережную Лейтенанта Шмидта.
А потом этот устаревший корабль французы успешно списали, но это уже произошло шестью годами позднее - в июле 2010 года.
Примечание: Все фотографии крейсера-вертолётоносца взяты из открытых источников и с портала «Невский бастион» (nevskii-bastion.ru), сделанные фотографом А.В.Карпенко СПБ 2004.
© Алексей Сафронкин 2021
Другие истории из книги «ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА» Вы найдёте здесь.
Если Вам понравилась история, то подписывайтесь на канал, и не забывайте ставить лайки и делиться ссылкой с друзьями.
Описание всех книг канала находится здесь.
Примечание: текст в публикации является интеллектуальной собственностью автора (ст.1229 ГК РФ). Любое копирование, перепечатка или размещение в любых соцсетях этого текста разрешены с личного согласия автора.