Около года назад в рамках уголовного дела Виктора Бабарико из коллекции галереи «Арт-Беларусь» изъяли часть картин. Сегодня правительство Беларуси вернуло работы, дав возможность людям полюбоваться искусством. Но почему очередей к шедеврам искусства нет, а обличение власти на просторах интернета есть?
Скажу как человек, который увлечен искусством, культурой: люди с подобными интересами крайне аполитичны. Впрочем, как и большинство тех, кто стал проявлять интерес к политике около года назад. И за это время стали экспертами, естественно. Весной прошлого года знаменитую «Еву» Сутина изъяли вместе с другими картинами коллекции Виктора Бабарико. Конечно, это вызвало бурю необоснованного негодования. Ведь до сих пор неизвестно, на законные ли деньги картины выкупили в Европе. Но зачем об этом думать, если очередной повод обличить власть лежит на поверхности, только руку протяни.
Несмотря на то, что дело Белгазпромбанка еще не закрыто, власти дали возможность белорусам прикоснуться к шедеврам. Лично я смотрела на эти картины не раз, ведь эти работы принадлежат кистям великих художников, прославивших Беларусь в Европе, Америке и во всем мире. Но скажу снова, как человек нечуждый миру искусства — из моего окружения «Еву» видело максимум человек пять-десять, горячо любящих живопись. Однако уже несколько дней социальные сети гремят новостями-лозунгами: «Еву вернули, все марш смотреть», «Еву выпустили из заточения», «Наконец картины с нами, мы скоро победим»! Даже не подозреваю, чем руководствуются авторы подобных постов. В голове лишь ассоциация с очередными призывами. Вспоминаются очереди в кофейню с разбитыми витринами. Но увы, у галереи подобная очередь не выстроилась. Эта история не про то, что за год энтузиазм и «солидарность» куда-то делись, а про то, что картину причислили к инструменту политической пропаганды.
Как только в ходе разбирательства картины изъяли, «Еву» тут же стали печатать на майках, кружках, сумках-шопперах, выпустили стикер-паки. Эдакая местная «Мона Лиза», интерес к которой пробудился лишь после того, как ее выкрал работник Лувра. До этого события картина была известна лишь знатокам изобразительного искусства. Она не сходила со страниц газет еще и потому, что вдруг оказалась и в центре политических баталий — Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в конце 19 века. Назревала большая война и в раскаленной атмосфере кража шедевра Леонардо была воспринята французами как национальное оскорбление. А в 1956 году «Мону Лизу» и вовсе облили кислотой. Как бы сказали сейчас, картина «хайпанула», как и «Ева».
Но в историю у нас погружаться не любят, иначе было бы меньше необдуманных постов. Картина стала одним из символов протестов. Таким вот необдуманным. Конечно, это явление — не первый случай.
Как и те посты людей, которые все же дошли до выставки. Часто там ни слова хорошего нет. Никто там не видит искусства, не видит Сутина, его талант неповторимого колориста, не видит истории картины. Видят только инструмент политической пропаганды и повод для очередного необдуманного поста. Власти вернули картины, но все равно всё плохо. А Хаим Сутин, к слову, был далек от восприятия искусства как орудия революционного преображения мира. Что же делать тем, кто с протестами не согласен, но увидеть шедевры хочется? Не идти в галерею, чтобы ненароком не быть причисленным к какому-либо «движению»?
Автор статьи: Мариам Шлапунова
Автор фото: из открытых источников