Прошел уже месяц с тех пор, как мною был досмотрен, без излишнего преувеличения, один из лучших сериалов в истории кинематографа. Все компоненты этого шедевра настолько скрупулезно выверены и поставлены, что порой не обращаешь внимание на то, как это сделано, полностью концентрируясь на самой истории.
Между 5-м и 6-м сезоном мне удалось сделать по некоторым причинам перерыв почти в полгода. До этого запоем следя за злоключениями Тони Сопрано (Джеймс Гандольфини) и его банды, каждая серия буквально поглощалась мною как какой-нибудь биг-мак из ближайшей забегаловки. И разумом вроде понимаешь, что нужно слегла притормозить, что приедается блюдо, но нет - продолжаешь усиленно пихать его в рот, вследствие чего полностью теряется вкус и и интерес.
Большой промежуток между просмотрами последних сезонов позволил смотреть завершающую главу в истории итало-американской семьи чуть ли не с разинутым ртом - то ли уровень постановки так сильно вырос, то ли это исключительная черта всего сериала, где за каждый поступком, фразой или почесыванием лба кроется какой-то подтекст. Герои не говорят в открытую всё, что думают: за них чаще всего говорят их действия, которые нужно внимательно считывать. В 6-м сезоне таких деталей была уйма, вследствие чего за событиями удавалось наблюдать с неподдельным интересом. И в этот раз была исключена ошибка просмотра сериалов - не больше одной серии, максимум двух в день, методично подходя к финалу всего сериала. Но кто бы мог подумать, что высчитанные до миллиметра, круто написанные и срежиссированные сцены внезапно сведутся к резкому обрыву в самом конце, когда история словно заканчивается на полуслове.
В Интернете существует множество всяких обзоров финала "Сопрано", которые я тут же не пренебрег посмотреть, чтобы разобраться в своих мыслях. И мне хочется затронуть не всевозможные смысли, аллюзии и самоцитаты в завершающей сцене финального эпизода, а именно то, как они завершили историю.
Автор сериала Дэвид Чейз неоднократно говорил, что ему нравится, когда зритель сам вдумывается в историю, считывает всевозможные ходы, пытается анализировать ситуации. Так оно и было - чего стоит та же попытка Тони в одном из первых сезонов найти "стукача". Его внутренние поиски предателя подаются настолько тонко, настолько деликатно, в то время как сам он ни с кем из своих ближайших соратников об этом не говорит. И таких моментов в сериале - нереальная уйма, вследствие чего нам позволяют буквально погружаться в повествование, просчитывать то, что герои подумали и что собираются сделать в ближайшем будущем. И все их поступки, какими бы ужасными не были, выглядели логично и оправданно, исходя из их выстроенного психотипа личности. То есть, погружение зрителя в сюжет, попытка заставить его думать, а не просто смотреть во время приема пищи - норма для сериала.
Концовкой сериала Чейз решил вновь заставить нас подумать. Однако в отличие от тех событий, которые нам показывали на экране, финал слишком резко обрывается, и мы можем лишь домысливать то, что произошло дальше. В сравнении с тем подходом к повествованию, которого авторы придерживались все 6 сезонов, такое завершение кажется как минимум странным и неоправданным.
Несомненно, нас заставили поломать голову (и заставляют сейчас - страсти касательно трактовки финала не угасают и по сей день), но при этом лишили главного - эмоциональной разрядки от завершении истории Тони Сопрано. Если это печальный финал - окей, пусть будет таким, туда ему и дорога, ведь герой на протяжении нескольких лет совершил много злодеяний, о которых совесть ему периодически напоминает. Но обрывание на полуслове - это крайне дисгармоничный способ закончить историю, нелогичный в сравнении с принятыми способами ведения истории и, говоря откровенно, слишком нахальный, заставивший держать всех в неведении.
Всё-таки в кино важно действие - показанное в кадре или отраженное. Но когда нет ни того, ни другого, возникает какое-то чувство пустоты, которое тут же хочется заполнить. А как это сделать иначе, кроме как не пересмотром всего сериала? Именно такое ощущение возникло у автора этих строк после окончания последнего эпизода, и если авторы только этого и добивались, то они крайне хитры в реализации своих планов. Потому что те герои, жизнь которых проносилась перед нашими глазами, показано слишком круто, слишком интересно, чтобы забыть о ней. Что ж, придется пересматривать...