Найти в Дзене
Ульяна Смирнова

Порядок построения эффективной структуры управления

Процесс проектирования организационной структуры можно организовать по трем крупным этапам. Первый этап называется предпроектным или анамнестическим. Он заключается в установлении самого факта существования проблемы, в соответствии с которой должно быть предпринято проектирование ОСУ (организационной структуры управления). Данный этап в свою очередь подразделяется на несколько подэтапов: А) Анализ объекта управления. Способен ли объект выполнить или реализовать поставленные цели; Б) Анализ организационной структуры управления. Насколько она эффективна и соответствует поставленным целям; В) Анализ информационных элементов; Г) Анализ управленческого персонала. Их квалификация и организация труда; Д) Проектное задание — техническое задание или технико-экономическое обоснование. То есть первый этап формирования ОСУ основан именно на анализе самой оргструктуры. Анализ действующей оргструктуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации.

Процесс проектирования организационной структуры можно организовать по трем крупным этапам.

Первый этап называется предпроектным или анамнестическим. Он заключается в установлении самого факта существования проблемы, в соответствии с которой должно быть предпринято проектирование ОСУ (организационной структуры управления). Данный этап в свою очередь подразделяется на несколько подэтапов:

А) Анализ объекта управления. Способен ли объект выполнить или реализовать поставленные цели;

Б) Анализ организационной структуры управления. Насколько она эффективна и соответствует поставленным целям;

В) Анализ информационных элементов;

Г) Анализ управленческого персонала. Их квалификация и организация труда;

Д) Проектное задание — техническое задание или технико-экономическое обоснование.

То есть первый этап формирования ОСУ основан именно на анализе самой оргструктуры.

Анализ действующей оргструктуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации. То есть определяют, насколько структура управления рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество. К оценочным критериям относятся:

- принципы управления, т.е. соотношение между централизацией и децентрализацией;

- аппарат управления, перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности, выделение в самостоятельные структуры каких-то звеньев;

- функции управления, усиление стратегического планирования (корректировка «бизнес-плана»);

В результате анализа можно выявить «узкие» места в деятельности организации. Это может быть большая многоступенчатость управления, сходства в работе, отставание в развитии оргструктуры от происходящих изменений внешней среды.

Второй этап называется проектным. Он заключается в детальном описании организационной структуры управления, подлежащей проектированию, и в выявлении следующих пунктов:

А) Проект организационной структуры управления;

Б) Требования к организационной системе;

В) Требования к персоналу;

Г) Оценка эффективности. Сопоставить с проектным заданием. Даёт ли проект возможность совершить, что задумано.

Методы проектирования оргструктуры управления в зависимости от заложенных в них сочетаний используемых методов можно условно объединить в четыре группы:

1) метод аналогий - предполагает использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях;

2) экспертный метод - базируется на изучении предложений экспертов- специалистов. Они могут (в зависимости от поставленных задач) либо сами спроектировать варианты организационной структуры, либо оценить (провести экспертизу) разработанные проектировщиками структуры;

3) метод структуризации целей - предусматривает выработку системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой. В этом случае оргструктура управления строится на основе системного подхода, который проявляется в форме графических описаний этой структуры с качественным и количественным анализом и обоснованием вариантов ее построения и функционирования;

4) метод организационного моделирования - позволяет четко сформулировать критерии оценки степени рациональности организационных решений. Его суть состоит в разработке формализованных математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в организации.

В процессе проектирования оргструктур управления организацией, как правило, решаются следующие задачи: определение типа структуры управления; уточнение состава и количества подразделений по уровням управления; численность административно-управленческого персонала; характер соподчиненности между звеньями организации; расчет затрат на содержание аппарата управления.

В конечном итоге устанавливаются управленческие функции для каждого структурного подразделения. потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и работников.

Третий этап — это этап реализации. В него входят:

А) Согласование или утверждение проекта;

Б) Оформление проекта в вид, который будет иметь возможность быть принятым организацией;

В) Внедрение, мониторинг, коррекция.

Оценка эффективности управления может быть произведена по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений. Отдельные параметры эффективности оргструктуры можно определить, использовав ряд коэффициентов: коэффициент звенности, коэффициент территориальной концентрации, коэффициент эффективности организационной структуры управления.

Эффективность управления выражают, как правило, показателем, влияющим собой отношение экономичности управления к эффективности производства.

Таким образом, в процессе проектирования оргструктур различают три стадии: аналитическую (изучение существующей практики и требований к построению оргструктур); проектную (проектирование (моделирование) структуры управления); организационную (организация внедрения спроектированной оргструктуры). В конечном итоге вся работа по проектированию оргструктур управления сводится к выработке направлений по ее совершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности управленческой деятельности организации.