В 1586 — 1602 гг. Смоленск был обнесен новой каменной стеной (ПОЛНЫЙ СПИСОК СТАТЕЙ О СМОЛЕНСКОЙ КРЕПОСТИ СМОТРИТЕ ВНИЗУ), построенной под руководством выдающегося фортификатора того времени Федора Савельева Коня, одного из немногих древнерусских зодчих, чье имя зафиксировано источниками. При этом, к сожалению, часть источников оказалось подделкой, поэтому точно проследить биографию архитектора не представляется возможным.
Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях
В основании крепостной стены был сделан фундамент, к строительству которого Фёдор Конь подошёл в зависимости от свойств грунта. В ряде мест булыжное основание укладывалось прямо на твёрдый грунт и скреплялось известковым раствором. Но в большинстве случаев в дно котлована вбивали дубовые сваи, заострённые с одного конца. Пространство между сваями заполняли утрамбованной землёй, в которую вбивали новые сваи, а сверху укладывали толстые продольные и поперечные врубленные друг в друга брёвна. Клетки между брёвнами снова заполняли землёй и щебнем. И лишь сверху укладывали булыжники.
Под фундаментом, в подземелье, сооружали галереи – «слухи», которые предназначались для связи с внешним миром, доставки в город продовольствия и предупреждения подкопов во время осады стены врагом. На фундамент ставились прясла и башни крепости, ширина которых меньше ширины фундамента почти на 1,5 метра. Нижняя часть прясел и башен образует цоколь стены, высота которого в среднем равна полутора метрам. Он состоит из правильных, хорошо отёсанных прямоугольных блоков камня, облицованных большими белокаменными известняковыми плитами. Над плитами по всему периметру крепости был протянут белокаменный валик. Между белокаменным цоколем и валиком была сделана кладка из нескольких рядов красного кирпича (от 3 до 10). Таким образом, удалось чётко выделить валик и придать крепости своеобразный нарядный вид.
Кладку прясел и башен выполнена старинным русским «крестовым» способом, который считался самым надёжным и прочным. При этом способе под кирпичами, лежащими в длину, находились кирпичи, расположенные торцом к лицу кладки. Швы между кирпичами скрепляли густо замешанным известковым раствором. Лицевая поверхность кладки выполнялась «в затирку», в результате чего стена была совершенно гладкой. Кирпич, который использовали при строительстве, был совсем не тот современный кирпич, к которому мы привыкли. Вес готового кирпича достигал 6,5–7,5 кг, за что его называли «большим государевым» или «двуручным». Из кирпича выкладывались лишь наружная и внутренняя поверхности стен, а внутренняя часть их заполнялась битыми камнем и кирпичом, валунами, щебнем, и всё это заливалось известковым раствором. Получался довольно прочный монолит. Верхняя же часть стены была сложена только из кирпича.
Важной особенностью Смоленской крепости являлась трехъярусная оборона, выделяющая крепость среди других русских крепостей того времени. Первый ярус боя – подошвенный – был оборудован в прямоугольных печурах её нижней части. Печуры – это сводчатые камеры, в которых устанавливались орудия и пищали. Камеры сильно углублены в толщу стены и имеют большие размеры для того, чтобы там могло поместиться орудие и обслуживающие ее войны.
Второй ярус – средний бой – размещался также в камерах, но расположенных в средней части стены на высоте 5 м над землей. К ним поднимались по приставным деревянным лестницам. Боевые отверстия камер среднего боя, как и камер подошвенного боя, состоят из бойниц и расширяющихся внутрь печур и имеют снаружи двойное рамочное обрамление из тесаного кирпича. Однако здесь рамки снабжены треугольными фронтончиками, которых нет у рамок подошвенных бойниц. Благодаря им обрамление бойниц среднего боя еще больше сближается с наличниками окон гражданских и церковных зданий. Подошвенный и средние бои располагаются в шахматном порядке для большей устойчивости стены и исключения мертвого, непростреливаемого пространства.
Третий ярус располагался на верхней боевой площадке, на которую попадали по внутренним узким лестницам – «всходам». Снаружи боевая площадка была ограждена чередующимися глухими и боевыми (с бойницами) зубцами в форме ласточкиного хвоста. На внутренней стороне площадки стояли прямоугольные столбы. На зубцах и столбах держалась двускатная тесовая кровля. Ширина боевой площадки смоленской стены 4-4,5 м. При такой ширине по ней, пожалуй, действительно можно было бы проехать на тройке, как это рассказывает народное предание, приписывая данные слова Борису Годунову. Поверхность боевой площадки стены имела кирпичную выстилку.
Парапет с зубцами в форме ласточкиного хвоста, характерный элемент русских крепостей, принесенный итальянскими инженерами. Есть множество различных мнений, о предназначении такой формы парапета. Говорят о его красоте и символизме, однако учитывая, что такая форма требует больших затрат как на создание, так и на обслуживание, особенно в наших широтах, я склоняюсь к исключительно утилитарной версии. "Ласточкины хвосты" служили опорой для балок крыши, без которой оборона крепости в условиях российской погоды была бы сильно осложнена. Форма же позволяла использовать в качестве опорной балки бревно фактически любого диаметра без предварительной подготовки, что значительно упрощало ремонтные работы.
Интересной особенностью Смоленской крепости являются аркады внутренней части стены. Впервые такие арки были применены в Московском и Новгородском кремлях и далее встречаются повсеместно. Аркада Смоленской крепости примечательна тем, что заглублена в толщу стены всего на два кирпича, а высота арки в 2,5 раза больше диаметра, что делает арки особенно стройными и высокими.
По В.Косточкин, Б.Фролов, Н.Сквабченков и dark_spirit.
ПОЛНЫЙ СПИСОК СТАТЕЙ О СМОЛЕНСКОЙ КРЕПОСТИ: "Детинец был не там, где его ищут", "Почему князь перенес свою резиденцию", "Три варианта одной гравюры как способ датировать постройки Смоленска", "Утилитарная красота крепостной стены", "Башня как мишень". "Башня - стилизованный новодел", "Башня - памятник коррупции", "Тени взорванных башен", "Как дозорная башня с призраками стала экскурсионной", "Башня у Чертова оврага", "Черти-фальшивомонетчики", "Форточки для прохода пешеходов", "Крепостные башни в ведении монастыря", "Башни на любой вкус", "Бойницы вовнутрь крепости", "Псевдобойницы, исчезнувший храм и трамвай", "На немецких картах есть, а на советских - нет", "Икона, уцелевшая после взрыва", "Башня, ставшая училищем, ставшим музеем", "Башня, над которой постоянно сверкали молнии", "Копыта и бубны", "Бастион, как и положено, служил тюрьмой", "Башня в честь воеводы", "Две Пятницких башни в одной крепости", "Пороховая башня, взорванная собственным часовым"