Французский социолог и философ XX-XXI веков Жан Бодрийяр написал эту работу ещё в 1968 году. Книга небольшая, ранняя, но значимая. В ней он демонстрирует различие значения вещей в ракурсе истории. Приведены примеры отношения к вещам в буржуазное время и примеры либерализации современного назначения вещей. В чëм же отличия?
Сегодня роскошь сменилась необходимостью и многофункциональностью. Появилась складная мебель, шкафы, изменилось количество и оформление зеркал, а так же часов. Эти предметы стали более компактными и менее украшенными. Теперь вещь - просто необходимость. Изменилось и отношение к окнам. Вспомним резные наличники деревянных домиков. Конечно они есть и сейчас, но это уже не повсеместно. Окна панельных домов вовсе не украшены.
Бодрийяр говорит о различиях значения часов и времени вообще. Как это было в прошлом и как есть современном интерьере.
Теперь о странном в книге. А ведь странное то и интересно. Возможно мыслитель прав, но мы же не обязаны принимать любые маразмы за истину. Вобщем автор называет автомобиль и ракету фаллическими предметами. Но, если превышен размер, то предмет становится маточным. Такая вот логика. Наверное это фрэйдовщина, но теперь уже и бодрийяровщина.
Дальше нас удивит ещё более углублëнный анализ бытия.
Оказывается! У прежней цивилизации оральная сексуальность, нынешний строй "фаллический и фекальный, построенный на сложной анальной агрессивности". Вот практически цитирую.
Далее. Каждый ли из нас задумывался о цвете вещей? Например о раскрепощении красок. У Бодрийяра Черный - снобистский, белый - благонравный.
Главная мысль в том, что в прошлом автомобили красили в ограниченное количество цветов, а настоящем появилась более богатая палитра.
Теперь о материалах. На смену натуральным пришли синтетические. И вещи, сделанные из синтетических материалов мы покупаем не из бедности. Бодрийяр пытается развенчать миф о аристократизме: "С течением времени такой культурный предрассудок может стираться".
И приводит подобный пример: "Чем например бетон ненатуральнее камня. А стекло?"
Автор говорит о том, что даже вещи изготовленные из синтетических материалов часто маскируют под натуральные материалы.
"Теплота" Натуральных материалов и живость дерева даëт некий символ уюта и комфорта. Социолог называет это явление "Миф о побеге на природу". Но всë не так просто - вместо символов семьи появляются знаки социальных отношений.
А системную культурность автор называет средой.
Из вышесказанного в книге Бодрийяр делает вывод:
"С одной стороны технический прогресс (миниатюризация), с другой деградация системы социальной практики (дефицит пространства)".
Теперь речь пойдëт о жестуальности.
"Стиль вещей определяется функциональностью форм" - говорит мыслитель.
"Моделью всех ритмических жестов служит сексуальная ритмика и всякая технологическая практика определяется ей" - продолжает автор. То есть, входит и выходит всë же по образу и подобию соития.
Но современное общество деградирует физически, отложив мотыгу и взяв в руку пульт. Жестуальность техническая подавляет природную. Скудость движений при эксплуатации вещей технического прогресса ведëт к параличу мышц.
Далее о рекламе вещей.
Рекламная лексика - тепло, уют, сияние, подлинность. В книге и об этом есть рассуждения.
Теперь о значении некоторых вещей. Мы знаем, что дорогие вещи это символы достатка и аристократизма, который никуда не подевался.
"Роль автомобиля расширена до уровня жилища". Это такая интимная зона уединения.
Водитель испытывает комфорт не только от преодоления пространства, но и от уединения. Вернемся к символам. Бодрийяр делает сопоставление автомобильных прав с дворянским титулом. А ведь так и есть. "Моторизированая знать" - так он называет водителей автомобилей. И чем дороже автомобиль, тем водитель знатней.
Вот ещë одно явление, которое вдохновило философа - "Фиминизация предметов"
Автомобиль рекламируют, используя слова характерные для некоторых качеств женщин. А почему? Бодрийяр поможет нам разобраться.
Далее речь пойдëт о тяге человека к природе.
Туризм назван поиском утраченного времени. Якобы это некое бегство во времени от повседневности.
Далее Бодрийяр размышляет о тех вещах, которые не являются необходимыми в быту.
"Старинная вещь не нуждается в прочтении, как произведение искусства, а потому "легенда", не требующая подтверждения подлинности. Она анахронична".
Коллекционерство, это способ освоения мира - расстановка, классификация, манипуляция. Это тоже бегство от реальности. Что роднит его с туризмом. Человек имеет страх времени и смерти. Автор утверждает, что такие вещи необходимы, как сновидения. "Если отменить сны, то могут возникнуть психические отклонения" - говорит философ.
Коллекция - "игра в рождение и смерть".
Происходит некоторое перемещение за счёт памяти. Когда?, в каком году?, с чем ассоциируется? и прочее.
Далее речь пойдëт о прогрессивной автоматике.
"В нашей цивилизации машина не является знаком могущества социального строя, но знаменует нередко его бессилие и паралич" - заключает автор.
Ещё один изъян современного общества -
Атрофия потенции кино. Чем прогрессивней техника для создания кино, тем ниже его стиль. И правда - дорогое кино более массовое, но в нëм нет практически никакого смысла. И что снимают режиссёры вроде Ларса Фон Триера и Джармуша.
Потом Бодрийяр говорит о вещах, которые имеют небольшой срок использования. "Мир безотказных вещей был бы миром, где окончательно поглощена фатальность, то есть сексуальность".
Мыслитель оставляет открытый вопрос: "Анархия производства или инстинкт смерти?".
"Серийность и вариативность производства подчиняется диктату производства" - размышляет Бодрийяр.
Теперь о кредите. Кредит - возврат к феодальным отношениям. Действительно похоже на крестьянский оброк.
Социолог перечисляет мотивы, заставляющие приобрести вещь. Самые интересные эти: скрытое воздействие и зашифрованное в слогане или изображении.
На смену древним мифам приходит миф в рекламе.
"Цель рекламы состоит в том, чтобы коммерческие отношения превратить в личностные".
Часто люди не знают какой товар им нужен. На помощь приходит реклама. Персонализация вещи - снятие чувства вины от вопросов "чего я хочу?" и "кто я?"
Кроме удовлетворения, фрустрации, гордости, покупатель испытывает и чувство вины. Автор считает, что этого и желает клиент. Фрустрация, это фактор отсутствия реальности.
Далее. Эротизация рекламы. В немецком языке Die Werbung (реклама) буквально означает любовное стремление. Философ обнажает уловки рекламы: заигрывание, кокетство, непристойность, соперничество и проституция. Реклама внушает вам: "общество всецело приспосабливается к вам, так интегрируйтесь же и сами в него".
Существует две стороны социальной интеграции - одаривание и фрустрация.
В заключение обзора отмечу, что книга может быть интересна тем, кто занимается продажами. Но рекомендую прочесть еë и другим. Просто для того, чтоб осознавать что происходит, нужно ли тебе то, что ты покупаешь.