Баба-яга – один из самых любимых и узнаваемых персонажей сказок. Но если задуматься, то она – персонаж крайне противоречивый и неоднозначный.
С одной стороны, она – типичный антагонист. Уносит в своей ступе непослушных детей, засовывает гостей в печь, да и так по мелочи совершает разные пакости.
А с другой, она одновременно одаривает героя волшебными вещами, которые часто помогают ему на пути к цели. То волшебного коня даст, то гусли-самогуды, то клубочек, который путь покажет.
В общем, фигура загадочная. Да и внешность у нее уж больно специфическая – лежит на печи, «нос в потолок врос», да еще и нога костяная…
Давайте разбираться, что скрывается за этим образом. Ведь старушка наша очень непростая.
Известный филолог-фольклорист В.Я. Пропп считал, что баба-яга – образ символический и сакральный. И гораздо глубже той поверхностной роли, что она поневле исполняет в сказке.
Для начала, он проводит связь между сказкой и обрядом. Сказка – это своеобразное отражение древних обрядов. В частности, обряда посвящения. Чтобы стать полноценным членом общины, мальчик «умирал» и «возрождался» заново. Обряд проходил в особом, священном месте. Чаще всего, в лесу.
А теперь давайте вспомним: сказочный герой «идет куда глаза глядят», пока не оказывается в «дремучем лесу». Лес непростой, это враждебное место, через которое нельзя пройти обычным путем.
«Лес, в который попадает герой, непроницаем. Это своего рода сеть, улавливающая пришельцев. Такая функция сказочного леса ясна в другом мотиве — в бросании гребешка, который превращается в лес и задерживает преследователя. Здесь же лес задерживает не преследователя, а пришельца, чужака. Сквозь него не пройти.»
В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки
И, дорога, кстати, всего одна, - только к домику на курьих ножках.
Таким образом, путь, который проходит сказочный герой, – это представление об обряде инициации. Как мы помним, он происходит через «умирание». Т.е. путь сказочного героя – это путь в царство смерти, или «тридевятое царство».
Избушка, кстати, не просто так на курьих ножках. По мнению А.Л. Барковой, она олицетворяет сруб, в котором согласно погребальному обряду VI—IX вв. славяне хоронили своих умерших. А ноги, соответственно, «курные» - т.е. окуренные дымом.
Кроме того, изба не имеет ни окон, ни дверей, т.е. без особых знаний попасть в нее не так-то просто.
Лес – это своеобразные врата в загробный мир, а избушка стоит на границе между миром мертвых и живых.
Кстати, можно еще вспомнить «Божественную комедию» Данте. Вот как он пишет о преддверии ада:
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Путь Данте также лежит через лес…
Таким образом, баба-яга – это привратница, которая не пускает живых в мир мертвых, и наоборот. Она является наполовину живой, наполовину мертвой. Именно эту ее ипостась и олицетворяет «костяная нога».
«Костеногость связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. и внешне проявляет себя как мертвец.»
В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки
Об этом говорят и некоторые другие признаки. Давайте вспомним сказочный сюжет дальше: баба-яга встречает героя фразой:
"Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится"
Это вовсе не значит, что «русский дух» чем-то отличается от какого-то другого. Просто живого человека от мертвого отличает запах. Тут же есть еще одна любопытная деталь, о которой говорит В.Я. Пропп:
«Но есть еще другая причина, почему яга воспринимает Ивана по запаху. Хотя в русской сказке этого никогда не говорится, но все же можно установить, что она слепая, что она не видит Ивана, а узнает его по запаху.»
В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки
Но слепота ее есть не только физическое явление: живые не видят мертвых, а мертвые не видят живых.
«Иван пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по запаху…
Запах Ивана есть запах живого человека, старающегося проникнуть в царство мертвых. Ни один живой не должен переступать заветного порога…»
В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки
Таким образом, яга сразу же признает в нашем Иване пришельца, живого человека, которого она не должна пропускать. Чтобы пройти дальше, наш герой должен доказать яге, что он имеет на это право. Именно поэтому он просит ее накормить, напоить и попарить в бане. И яга, что характерно, - никогда не отказывает. Это, грубо говоря, ее прямые обязанности.
«Еда имеет здесь особое значение... человеку, желающему пробраться в царство мертвых, предлагается особого рода еда.
Приобщившись к еде, назначенной для мертвецов, пришелец окончательно приобщается к миру умерших. Отсюда запрет прикасания к этой пище для живых. Мертвый не только не чувствует отвращения к этой еде, он должен приобщиться к ней, так как подобно тому, как пища живых дает живым физическую силу и бодрость, пища мертвых придает им специфическую волшебную, магическую силу, нужную мертвецам.
Требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет право на нее, что он «настоящий». Вот почему яга и смиряется при его требовании дать ему поесть.»
В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки
___________________________________________________________
Таким образом, только пройдя испытания у яги, герой может пройти дальше. Он может обрести волшебного помощника, или же некие волшебные навыки (к примеру, понимать язык зверей и птиц), которые помогут ему в конце освободить царевну и самому стать царем (т.е. получить некий высший статус).
#почему у бабы яги костяная нога #владимир пропп #исторические корни волшебной сказки