Во френд-ленте увидела карикатуру на Леонида Волкова, которого снова где-то заблокировали. Долго смотрела на него, вспоминала. Поняла, что узнала его не сразу. Что о его новых мытарствах в Твиттере и жж ничего не знаю. Более того, я и о его руководителе, А.А. Навальном, тоже ничего не знаю. Читая много новостей, листая огромную ленту в Фейсбуке, Телеграме, я давно не встречаю упоминание о них. Сейчас специально поискала: оказывается, недавно жена и дочь ездили к нему на свидание. Но факт это никак не заинтересовал соцсети. Пропали стенания друзей Навального, сторонники молчат. Пожалуй, вспоминают о Навальном только его противники, причем, исключительно для того, чтобы подчеркнуть свою правоту – что они уже предсказывали скорое забвение этого товарища.
И я давно и много об этом говорила. Даже успела написать на “Репаблике”. Надо мной смеялись и до августа 2020, и после, когда я говорила, что время Навального ушло, он не актуален, не влиятелен и остался в прошлом. Окончательно в этом можно было убедиться в августе минувшего года, когда “отравление” (извините, я до конца не очень верю) и кома не всколыхнули страну. Мировые СМИ изо всех сил старались показать Навального лидером оппозиции, но ничего, кроме мема “оппозишнфюрер”, не породили. Потому что он устарел. Главное в деятельности Навального – он надоел, в политике он был с конца 2000-х и не достиг результатов. 12 лет без результатов это очень много, избиратель успевает устать.
Аудитория Навального за это время выросла вместе с ним. Вопреки самовнушению его команды и усилиям по привлечению молодежи, Навальный был лидером граждан ближе к сорока и старше, его ровесников, которые “повзрослели” вместе с ним и превратились в более инертную часть общества.
За Навальным не было молодежи, а без нее сложно рассчитывать на уличную политику
К тому же, людей за минувший год много чего удивило: и суммы перечислений в биткойнах, и ненавистническая риторика навальнистов в адрес даже не соперников, а просто тех, кто Алексея Анатольевича не поддерживает. Удивило сбрасывание человека со столба. Истеричное поведение Любови Соболь. Настоящий спектакль с болезнью за решеткой. Отсутствие жены, ее неготовность объясниться и по поводу своей низкой медийной активности, и по поводу своего дорогого гардероба.
Скандал с обучением Ивана Жданова, которого отец выучил в Москве по целевому набору. Обыск у отца – мелкое что-то, липкое, на политику не тянет.
Пожертвования от Зимина, тот факт, что даже аренду офиса, похоже, оплачивал он (и тогда непонятно, куда идут биткойны). Много лет назад я неоднократно писала, что не верю, будто Навальный работает на пожертвования, информация о том, что ему столько перечисляют, всегда выглядела недостоверной и больше была похожа на прикрытие истинных источников финансирования. Сейчас, кажется, об этом стали догадываться многие.
Уверена, людей насторожили продолжающиеся сборы при полной остановке деятельности. И реальная неготовность выполнять обещания по погашению штрафов для рядовых участников. Народ видит и слышит обрывочные новости: там человек обратился к Жданову с просьбой помочь с выплатой штрафа, тут – помощи нет. А есть куда более одиозный пример, когда бывшие сотрудники штаба Навального в Петербурге были оштрафованы на миллионы рублей якобы за вытоптанный на митинге газон на Марсовом поле и не дождались от Навального помощи в погашении штрафа, у них уже по полмиллиона штрафов за неуплату штрафов натекло.
Все это потихоньку накапливалось в людях и вылилось в недовольство, усталость, апатию. Видно, что народ не только не понимает, зачем вообще рисковать ради таки”лидеров”, но и лидерами их не считает
Когда вы в последний раз видели в соцсетях перепост новостей о состоянии здоровья Навального? Его пребывания в колонии? Вопросы о его жене и политическом будущем? Не видели? То-то же! Он не интересен. Я оказалась права – он в прошлом. Увы, но из либеральной тусовки это смог произнести, насколько я помню, только экономист Владислав Иноземцев: очень мягко и деликатно он еще в августе прошлого года говорил, что политическое время Навального, вероятно, ушло, а у его жены и вовсе не может быть электоральных перспектив.
---------------------------------------------------------------------------------------------