Найти тему
О Москве нескучно

Значение отделки метро «Шоссе Энтузиастов», о котором вы не догадывались

Оглавление

Как правильно рассматривать украшения на платформе? И какой в них зашифрован смысл? Почему декор можно рассматривать, как нечто глубокое и очень продуманное? Правда ли, что изначальное оформление планировали несколько другим? А также - откуда произошло название станции, и какова его страшное #история ? Об этом и не только расскажу сегодня.

Название, скрывающее зловещий смысл

Станция "Шоссе Энтузиастов" открылась 30 декабря 1979 года в составе первого участка новой Калининской линии метро от "Марксистской" до "Новогиреева". Станция расположилась там, где пересекаются Московская окружная железная дорога и шоссе Энтузиастов. Именно в честь последнего платформа и получила своё название. Наверное, многие знают, что до 1919 года магистраль называлась Владимирским трактом. Это был первый отрезок долгой и мучительной дороги в Сибирь на каторгу в дореволюционные времена.

Станция "Шоссе Энтузиастов", 1985-1989.
Станция "Шоссе Энтузиастов", 1985-1989.

Именно этому и посвятили оформление #метро "Шоссе Энтузиастов". #Архитектура должна была раскрывать тему политической каторги и борьбы с царизмом. По конструкции станция пилонная глубокого заложения (53 метра). #Строительство шло с помощью тоннелепроходческого щита закрытым способом.

Внешний облик станции создавали архитекторы Юрий Вдовин (автор "Тургеневской", "Пушкинской" и других), а также Виктор Черёмин (часть Филёвской линии, "Тверская", "Пражская" и т.п.). Изначально планировалось, что в отделке будет контраст между светлыми путевыми стенами и красноватыми пилонами. Но в итоге красный в оформлении конструкций решили не использовать. Однако потом всё же нашли применение этому цвету, когда укладывали гранитный пол.

Каждый элемент имеет важное значение

Пилоны отделали мрамором разных оттенков: тёмно-серым в начале, ближе к эскалаторам; далее цвет меняется на более светлый, пока не превращается в бежевый. Видимо, это намёк на переход в новое справедливое будущее. Над пилонами установили белые рельефные карнизы. Они словно наслаиваются друг на друга. В этих конструкциях архитекторы спрятали освещение. В торце станции разместили металлическое панно. Его создал художник Юрий Кузнецов.

Станция "Шоссе Энтузиастов". Здесь можно увидеть, как постепенно становится светлее цвет мрамора, 2017. Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru
Станция "Шоссе Энтузиастов". Здесь можно увидеть, как постепенно становится светлее цвет мрамора, 2017. Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru

Стена, которую украшает композиция, словно разрывается под натиском рук, сжатых в кулаки и заключённых в цепи. Также можно увидеть сброшенный герб Российской Империи и царскую корону. То есть основаная идея - это свержение монархического строя, который приносил страдания рабочим. Для большего контраста проём в стене, где располагается панно, осветили с помощью ярких лампочек.

Панно в торце станции "Шоссе Энтузиастов", 2017. Фото отсюда: https://evgechesnokov.livejournal.com/100285.html?noscroll
Панно в торце станции "Шоссе Энтузиастов", 2017. Фото отсюда: https://evgechesnokov.livejournal.com/100285.html?noscroll

Продолжили революционную тематику и в оформлении путевых стен. Двери технических помещений украсили металлическими панно с разными сюжетами. Причём и здесь архитекторы продумали всё до мелочей. Оказывается, если идти от эскалаторов в сторону торца станции, то сюжеты, показанные на панно, предстают в хронологическом порядке. То есть рассказывают, как развивалось революционное движение в России.

Украшения, которые вы, возможно, не замечали

На одном панно видно горящую усадьбу помещика, на которую направлены косы и вилы. На другом - Медный всадник, Сенатская площадь, штыки, падающая треуголка и сабля. Третья композиция показывает нам комнату, где на столе лежат книги, револьвер и рукописи, а также стоит горящая свеча. Из окна видна Петропавловская крепость. И, наконец, на четвёртом панно винтовки на фоне развевающегося знамени.

Путевые стены отделаны бежевым мрамором. На них установлено название "Шоссе Энтузиастов" из объёмных металлических крупных букв. В боковых залах точно также, как и в центральном, над пилонами располагаются карнизы, в которые спрятаны светильники. Своды станции никак не украшены. Здесь ограничились побелкой.

Боковой зал станции "Шоссе Энтузиастов", 2017. Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru
Боковой зал станции "Шоссе Энтузиастов", 2017. Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru

У платформы нет наземного вестибюля. Вход располагается в подземном переходе. Интересно, что в 1990 году, под конец существования #СССР, были мысли о переименовании станции. В газете "Вечерняя Москва" тогда появилась статья. В ней рассказывалось о возвращении исторических имён многим московским объектам. В частности, предлагалось переименовать метро "Шоссе Энтузиастов" во "Владимирку". Так называли на жаргоне Владимирский тракт в дореволюционные времена. Но дальше предложений не пошло. В целом, станция оригинальная. Она, в отличие от многих других, имеет глубокий смысл. А декор продуман до мелочей.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!