Найти в Дзене

В защиту радуги – древнего символа надежды и спасения. Радуга русской живописи

Если вы читаете эту статью, значит её пропустили модераторы. Значит, искусство одержало победу над вандализмом XXI века. Но об этом в конце, сначала само искусство. Чистое, без идеологии любого толка. Работая над циклом об Иване Константиновиче Айвазовском, я задержался (засмотрелся, залюбовался) на великую картину «Радуга».

Если я не ошибаюсь (что вполне возможно), Айвазовский был первым русским художником, выбравшим радугу в качестве одного из главных героев своего произведения. И мне захотелось посмотреть – а кто ещё? А второй вопрос, связанный с этим звучал так – а что хотели нам показать (сказать) те, кто изображал радугу на своих полотнах. Первый смысл очевиден: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею (Быт. 9:13). Радуга – древнейший символ спасения, символ окончания бедствия, символ надежды на то, что любые неприятности не вечны.

Иван Константинович Айвазовский. Радуга. Государственная Третьяковская галерея
Иван Константинович Айвазовский. Радуга. Государственная Третьяковская галерея

Великие певцы русской природы XIX века любовались радугой так же, как и всем, что они видели вокруг.

Алексей Кондратьевич Саврасов. Радуга. 1875. Государственный Русский музей, Петербург
Алексей Кондратьевич Саврасов. Радуга. 1875. Государственный Русский музей, Петербург

Кроме того, я полагаю, что есть ещё один смысл – радуга как квинтэссенция красоты и великолепия этого мира. Один из высших эстетических пиков. Великолепное дополнение, которое годится практически к любому пейзажу, способное украсить что-то и без того прекрасное или преобразить обыденное.

Алексей Петрович Боголюбов. Вёль (Нормандия). Радуга. 1887 Саратовский государственный художественный музей
Алексей Петрович Боголюбов. Вёль (Нормандия). Радуга. 1887 Саратовский государственный художественный музей

Есть ли что-то удивительное в том, что художники, тонко чувствовавшие природу и её чудеса, часто обращались к теме радуги.

Архип Иванович Куинджи. Радуга. 1900-1905. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Архип Иванович Куинджи. Радуга. 1900-1905. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Архип Иванович Куинджи. Радуга. 1900е. Этюд. Таганрогский художественный музей
Архип Иванович Куинджи. Радуга. 1900е. Этюд. Таганрогский художественный музей
Архип Иванович Куинджи. Радуга. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Архип Иванович Куинджи. Радуга. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Николай Никанорович Дубовской. Радуга. Новочеркасский музей
Николай Никанорович Дубовской. Радуга. Новочеркасский музей
Андрей Николаевич Шильдер. Радуга в лесу. 1905. Частное собрание
Андрей Николаевич Шильдер. Радуга в лесу. 1905. Частное собрание
Константин Андреевич Сомов. Радуга. 1897. Частное собрание
Константин Андреевич Сомов. Радуга. 1897. Частное собрание
Константин Андреевич Сомов. Пейзаж с двумя крестьянскими девушками и радугой (Радуга). 1918. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Андреевич Сомов. Пейзаж с двумя крестьянскими девушками и радугой (Радуга). 1918. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Андреевич Сомов. Радуга. 1923. Киевский национальный музей русского искусства, Украина
Константин Андреевич Сомов. Радуга. 1923. Киевский национальный музей русского искусства, Украина
Борис Михайлович Кустодиев. Волга. Радуга. 1925. Нижегородский художественный музей
Борис Михайлович Кустодиев. Волга. Радуга. 1925. Нижегородский художественный музей
Константин Фёдорович Богаевский. Радуга. 1931. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
Константин Фёдорович Богаевский. Радуга. 1931. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва

Не правда ли, великолепные произведения, достойные этого замечательного явления природы?

А теперь пару слов о необходимости защиты искусства. В XXI веке искусство так же нуждается в защите, как и в V-м. И снова ему угрожают вандалы. С одной стороны те, кто пытается в своих интересах прихватизировать этот древний и великолепный природный и эстетический символ, объявить его своей собственностью, без малейших на то оснований. Древняя индейская изба - фиг вам. «Патент» на радугу давно и прочно принадлежит мировой культуре, а не вам. Воровство символов и образов всё равно воровство. Копирайта на радугу у нетрадиционных нет и быть не может. Неоткуда ему взяться. Поищите себе другой символ.

С другой стороны, в России радуге в искусстве угрожают угрюморожие тётки в платочках и ряженые в костюмы хуторян XIX века мужичонки, которые с какого-то перепугу решили, что если они навесили на себя вывеску «борцуны за ндравственность», то имеют право диктовать музеям, галереям и вообще всему миру искусства что и как делать. Хотите продолжения того великолепного ряда, который вы видели сегодня* – гоните их подальше от искусства.

*здесь представлены только те произведения, которые безусловно являются общественным достоянием. Для полноты картины можно было бы ещё добавить великолепные работы Николая Крымова, Константина Юона, Георгия Нисского и многих других, но время ещё не пришло