Текст целиком и полностью написан исключительно автором данного блога.
Все изделия, приведённые рисунки и фотографии выполнены автором.
Пост не содержит никакой запрещенной, или ограниченного пользования информации. Пост касается исключительно описания процесса работы с деревом и изготовления из него различных полезных предметов.
Данный пост не является услугами по просветительской деятельности и не подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».
Читаем медленно и вдумчиво, не забываем дочитывать текст до конца!
Будьте здоровы и хорошего всем настроения!
Поступила мне заявка сделать для подарка женщине на день рождения заколку. Так как по гороскопу день рождения приходится на созвездие Рака, то и заколку сделать с раком. Вид и тип заколки был предоставлен на моё усмотрение.
В принципе созвездие Рака изображается в виде двух символов, похожих на число 69, но на мой взгляд это было бы слишком примитивно, и от меня ждут совсем не этого. Также для обозначения созвездия Рака периодически используются рисунки рака (достаточно редко), краба (чаще) и скорпиона (достаточно часто, хотя непонятно почему, так как есть совершенно отдельное созвездие Скорпион). Обдумав и пошерстив интернет, решил всё-таки сделать заколку с изображением именно рака, так как краб – это всё-таки не рак, строго говоря, а уж скорпион – вообще не в кассу.
Решил делать заколку с интарсией – в объём заколки из яблони врезать светлое изображение рака из древесины осины. При этом рак будет несколько, объёмно, выступать над поверхностью.
Просмотрев разные изображения раков, сделал в меру своего умения-разумения свою картинку.
Картинку сосканировал и распечатал в двух вариантах – левом и правом, потом определюсь, какой именно вариант буду использовать.
Усы у рака решил не делать из древесины. Была идея сделать их из медной проволоки, выступающими над поверхностью рака. Но об этом после.
Заколку решил сделать с металлическим защелкивающим механизмом, как в популярных покупных заколках, благо купить их сейчас проблем не составляет. Об изготовлении такого типа заколок я уже писал ранее, поэтому по покупку защелкивающих механизмов для заколок повторяться не буду.
И так, приступаю к работе. Взял имеющееся поленце.
Отколол от него плашечку и обстругал её, придав выпуклую форму.
Скруглил углы, сделав, нельзя сказать эллиптической, а скорее – просто овальной, так как скругление делалось исключительно на глаз, и никакие оси, центры и тем более постоянство суммы расстояний от описывающей поверхности до центров не определялись.
Вот так выглядит заготовка при взгляде сбоку с длинной стороны:
А это с торца:
На лицевой поверхности остались две выщерблины. Их удалять не было смысла, так как они попадут потом под фигуру рака и будут срезаны и закрыты.
С тыльной стороны надо сделать углубление. Оно нужно как для плотного прилегания металлической защелки, так и уменьшения общего веса изделия. Я обычно практически не пользуюсь электроинструментом, так как мне торопиться не куда, изделия не поставлены на поток, и я делаю их для собственного удовольствия. Но в данном случае ввиду как сравнительно небольшого размера, а также высокой твердости древесины яблони, я решил отступить от этого правила и использовать подаренный мне инструмент – электродолото (а может вибрационную электростамеску, не знаю как правильно называется этот инструмент). Главное, что им сравнительно легко удалось выбрать углубление с тыльной стороны заготовки.
Сначала использовал полукруглое жало, а потом перешёл на плоское. Вот что получилось:
Примерил, как ложится металлическая заколка.
Всё нормально. Необходимый объём древесины снят. Окончательную доработку тыльной стороны оставил на потом, а пока вернулся к лицевой поверхности.
Необходимо придать гладкость лицевой стороне. Зашкуривать поверхность нежелательно, так как мелкие частички абразива остаются на поверхности и об них режущий инструмент быстро тупится. Конечно, в современных условиях у большинства мастеров есть электроточила и заточить инструмент не представляет проблем, но меня учили по-другому. Поэтому я использую обычный драчёвый напильник.
После напильника остались мелкие бороздки на поверхности, но это не страшно. Они будут удалены при окончательной отделке уже практически готового изделия. Хотя конечно можно было воспользоваться и другим, личнёвым (мелким) напильником, и им ещё больше сгладить поверхность. Но я этим не стал заморачиваться, а перешёл к следующему этапу работы.
Итак у меня имеется заготовка под основу заколки и рисунок.
Надо примерить, как он будет располагаться. А для этого его надо скопировать на поверхность.
До последнего времени для этого широко использовали копировальную бумагу (копирку). Однако в связи с распространением компьютеров и принтеров, от печатных машинок отказались, в связи с чем спрос на копирку сильно упал и её сейчас не так-то просто стало купить.
Но это не главная причина в моём отказе от использования копирки. Всё дело в том, что копирка сильно пачкает древесину, и потом её следы достаточно проблематично полностью удалить, а грязные разводы оставлять не очень хочется. Для решения этой проблемы есть несколько способов: 1)использовать растворитель (ацетон, или спирт) для протирки поверхности на конечном этапе, но до осуществления окончательного покрытия лаком или маслом; 2) использовать старую (подсохшую, или уже многократно использованную копирку), которая уже не даёт таких жирных следов; 3) использовать самодельную копировальную бумагу. Именно по этому, третьему пути я и пошёл.
Для этого тыльную сторону рисунка заштриховал мягким карандашом:
Приложил рисунок на поверхность заготовки и обвёл по контуру. Вот что получилось (полученное изображение на дереве ещё раз обведено мягким карандашом).
Всё хорошо. Изображение специально смещено несколько к низу, так как рак это донное животное и сверху должен быть свободный объём.
Можно приступать к изготовлению непосредственно тела рака. Для этого изображение рака по частям опять копирую уже на дощечку из осины. По частям – потому что надо будет плоские детали прикреплять на выпуклую поверхность и к тому же желательно детали для большей прочности ориентировать преимущественно вдоль волокон древесины.
Обычным лобзиком выпиливаю составные детальки.
Выпиленную деталь тела рака разделяю ещё на три части: тело (головогрудь), шейку (хвост) и хвостовую лопасть.
Начинаю с хвостовой лопасти. Её еще раз прикладываю на поверхность и обвожу. Полученный профиль аккуратно, не выходя за внешнюю сторону прорезаю ножом-косяком и при помощи стамесок выбираю углубление (примерно на 3…4 мм).
Перехожу к следующей детали, стараясь, чтобы детали между собой имели как можно более плотное смыкание. В данном случае наличие небольших зазоров не является критичным, так как у рака тело состоит из отдельных сегментов и эти зазоры только будут подчёркивать сегментность. В принципе можно было каждый сегмент вырезать и крепить отдельно, но я решил, что это более трудоёмко и поэтому делал максимально большими кусками.
Примерив детали, их начинаю приклеивать. Для этого использую сначала клей ПВА.
Головогрудь рака буду крепить в последнюю очередь, так как все лапы должны выходить из-под неё.
Пока вырезал и крепил различные детали, изображения лапок стёрлись, рисую их заново на свой взгляд.
При помощи ножа-косяка и стамески-церазика выбираю углубления в лапках и вклеиваю тонкие щепочки осины, изображающие тонкие конечности.
Убираю излишки клея и оставляю на пару часов для высыхания.
Состругиваю излишки осиновых щепочек так, чтобы они практически не выступали над поверхностью и не цепляли в последующем волосы.
Верхняя часть заколки несколько путовата, да и не понятно, что этот рак относится к созвездиям. Поэтому решил добавить несколько звёздочек. Одну звезду вырезал из бука и так же врезал-вклеил, ещё парочку просто вырезал.
Пора переходить к тыльной стороне. Зачищаю ложкорезами вогнутую поверхность, добиваясь гладкости и отсутствию зазубрин-заусенцев.
Эпоксидной смолой вклеиваю два кусочка янтаря, обозначая глаза. И также эпоксидной смолой тщательно промазываю все стыки и клешни, добиваясь отсутствия цепляющих элементов. И оставляю на сутки до полной полимеризации.
Ну вот, можно и переходить к завершающему этапу – декоративному покрытию.
Жирно промазываю всю поверхность горячим маслом с воском (на водяной бане льняное масло + пчелиный воск в соотношении 3:1 нагреваю до полного растопления-растворения воска). И оставляю на солнышке для впитывания.
Через 6 часов масло практически полностью впиталось в дерево. Излишки протираю бумажной салфеткой. Вот так выглядит.
Теперь можно и прикрепить саму заколку.
После этого остаётся только поставить своё клеймо.
Ну вот и всё. Можно отдавать заказчику.
Дочитали до конца поста? Не забываем ставить лайк и оставлять комментарии!