В Великой Отечественной войне участвовало несколько сот тысяч женщин Советского Союза. Большинство из них служили в госпиталях и санинструкторами в частях, в банно-прачечных отрядах, связистами, регулировщиками на военно-автомобильных дорогах и в других самых разных войсках, в том числе зенитчиками и снайперами, механиками в авиационных частях по вооружению, радио и спецоборудованию, укладчицами парашютов. Немало известно о женском полку на По-2, так называемых «ночных ведьмах». А вот о том, что наши отважные девушки воевали даже на истребителях, мало кто знает. Как пишет в своей статье О. Каминский «Советские женщины - летчики-истребители» «….Даже сам факт существования в годы войны женщин-истребителей обычно вызывает у многих удивление. Девушки? На истребителях?! Да не может этого быть! И, действительно, пилотировать истребитель, да ещё вести на нем воздушный бой, хрупким девушкам гораздо сложней, чем крепким мужчинам. Спору нет - психологическое отличие мягких по характеру девушек от грубых и агрессивных мужчин очень велико. Так уж заложено природой, что мужчины рождаются с бойцовским характером и, с детства активно участвуя в драках, они приобретают необходимые навыки боя. Девушки же, привыкшие играть в куклы и прочие «дочки-матери», имеют весьма смутное представление о том, как надо вести себя в бою. И, если при обучении летчиц полетам на самолетах в мирное время особых проблем не возникало, то их неприспособленность к ведению боевых действий в годы войны явно бросалась в глаза». Тем не менее они были, они воевали!
Вернусь немного в историю возникновения женских авиационных частей.
До войны в аэроклубах ОСОАВИАХИМ летному делу учились сотни девушек. В начале октября 1941 года прославленная летчица, Герой Советского Союза, Марина Раскова обратилась в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить ей создать женский авиационный полк. Желающих оказалось так много, что было решено сформировать не один, а три женских авиаполка: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной легкобомбардировочный. 586-й иап был сформирован 9 декабря 1941 года. В его состав вошли первые 25 девушек, сдавших строгий экзамен. 28 января 1942 года в полк стали поступать истребители Як-7, а затем – Як-1. Тренировки показали довольно высокий уровень подготовки летчиц.
23 февраля 1942 года полк выполнил первый боевой вылет по прикрытию моста через Волгу. Долгое время летчицам 586-го полка не удавалось сбить ни одного вражеского самолета. Наконец ночью 24 сентября 1942-го заместитель командира эскадрильи лейтенант В. Д. Хомякова одержала первую воздушную победу «женского» 586-го полка, сбив Юнкере Ju 88. В дальнейшем 586-й иап прикрывал тыловые объекты Саратова, Воронежа, Курска, Киева и других городов.
В сентябре 1942-го Лидия Литвяк, Раиса Беляева, Екатерина Буданова, Мария Кузнецова, Клавдия Нечаева, Антонина Лебедева, Клавдия Блинова и Ольга Шахова по их настоятельной просьбе были переведены из тылового 586-го полка в 437-й и прибыли на фронт под Сталинградом. Опасаясь, что они могут погибнуть в первых же боевых вылетах, командование прикрепило оба звена 1-й эскадрильи к наиболее сильным истребительным полкам, действовавшим тогда под Сталинградом. Звено Раисы Беляевой попало в 437-й иап, а звено Клавдии Нечаевой 13 сентября 1942 года приземлилось у совхоза «Сталинградский», где базировался уже знаменитый 434-й авиаполк.
О них и будет мой дальнейший рассказ. К громадному удивлению местных из кабин прилетевших истребителей Як-1 появились девушки-пилоты, а из СБ из бомболюков вылезли еще восемь девушек технического персонала. Так в 434 иап прибыло пополнение: командир звена лейтенант Клава Нечаева, старший сержант Клава Блинова, младший лейтенант Оля Шахова и старшинаТоня Лебедева. Звено обслуживали механики техник-лейтенант В.И. Стукалин, сержанты З.А. Малькова, А.М. Шахова,, А.А. Эскина, и старший сержант В.М. Скачкова, укладчицы парашютов младшие сержанты Е.А. Терехова, М.М. Макарова, механики по авиационному вооружению рядовые М.Д. Щербатюк и Т.С. Губарева. Девушки были прикомандированы в полк приказом командующего ВВС КА генерал-лейтенанта А.А. Новикова. Встретили их неласково. Командир полка майор Клещев откровенно высказал о прибывшем пополнении: "Больно мне видеть женщину на войне. Больно и стыдно-будто мы, мужчины, не можем оградить вас от этого неженского дела. Еще ведь и расплачетесь." Командиры эскадрилий не хотели брать к себе это пополнение. Тем не менее , как и принято, знакомство начали в воздухе. Командир полка на "спарке" проверил всех, поочередно, в воздухе на технику пилотирования и был приятно удивлен уровнем пилотажных качеств прибывших летчиц. Первой на учебный воздушный бой с Клещевым полетела Нечаева и довольно долго не давала возможности бывалому пилоту зайти в хвост. Один раз сама чуть не оказалась в удобной для атаки позиции, но Клещев вывернулся и зашел ей в хвост. Клава пыталась увернуться используя весь арсенал сложного пилотажа- все круче становились виражи, стремительные боевые развороты, петли. Вдруг при пикировании Клава сорвалась в штопор. Несмотря на небольшую высоту Клава хладнокровно, с ювелирной точностью вывела машину из штопора. « На посадку», сказал Клещев и оба Яка мягко приземлились на аэродроме. Вот как высказался прикомандированный к полку из Инспекции ВВС КА А. Семенов после всесторонней проверки уровня подготовки прибывшего девичьего пополнения: « Откровенно скажу: поначалу командование полка не обрадовалось такому пополнению. Побаивались, как бы девчата не отвлекли какую-то часть мужчин от их боевых дел. Но получилось наоборот, мужчины только еще больше подтянулись и вели себя вполне по-рыцарски. Этому в значительной степени способствовало скромное, полное достоинства поведение самих девушек. Летчицы были неплохо обучены пилотированию истребителя, выполнению взлета и посадки. Но подготовка их к боевым действиям страдала серьезными недостатками. Они не умели тактически грамотно вести воздушный бой, маневрировать на вертикалях, эффективно применять оружие. Этому их надо было еще учить и учить. Я не представлял, как они станут воевать в такой тяжелой воздушной обстановке, какая сложилась под Сталинградом. Что бы там ни говорилось о равенстве полов, а мужчина есть мужчина: он вынослив, решителен, неприхотлив в быту. И если уж говорить напрямик – всей своей мужской природой создан для борьбы, для преодоления трудностей. А девушки? Да их просто по-человечески жалко посылать в бой...»
Девушек - летчиц распределили по эскадрильям, а их наставниками стали опытные боевые пилоты. Ввод нового пополнения командование полка начало с поручения им сопровождения транспортных самолетов, перехват самолетов-разведчиков врага, дежурство над аэродромом. Но девушек это обижало и при посещении Командующего ВВС КА генерал-лейтенанта А.А. Новикова и командующего 16 ВА генерала С.И. Руденко они обратились к ним с просьбой допустить к воздушным боям. Выслушав аргументацию командования полка командующий отметил, что Клещев поступает правильно, но, учитывая патриотизм молодежи, надо их чаще ставить ведомыми к опытным бойцам.
17 сентября первой в 6.40 в воздух поднялась девятка капитана Избинского, которая атаковала группу из восьми бомбардировщиков Ю-88. Капитан Избинский и старший лейтенант Карначенок сбили по одному Ю-88. В 11.10 капитан Избинский вновь повел в бой группу Як-7Б. В районе Котлован в воздушном бою старший лейтенант Долгушин и капитан Кузнецов сбили по одному Ме-109. Атаки корректировщика ФВ-189 окончились безрезультатно. Тем не менее во время следующего вылета старший лейтенант Прокопенко смог уничтожить одну «раму», которая упала в районе хутора Вертячий.
В этот день на прикрытие наземных войск вылетела группа, ведомая капитаном Стародубом. Наряду с уже испытанными в боях летчиками – Котовым, Гараниным, Долгушиным, Луцким, Кошелевым, Прокопенко, Карначенком, в нее включили Антонину Лебедеву и Ольгу Шахову.
«Иногда моей ведомой, – вспоминал А.Я. Баклан, – во фронтовой обстановке была Тоня Лебедева. На земле на нее посмотреть – маленькая, хрупкая девчушка. А в воздухе никогда бы не подумал, что рядом – «слабый пол», чаше же всего попросту забывал об этом. Пилотировала Тоня уверенно, мои указания выполняла четко и своевременно".
Командование полка оберегало летчиц. Конечно, в той степени, в какой это вообще возможно на войне. Старались не посылать «слабый пол» на явно рискованные задания. Ну а сами девушки так и рвались навстречу опасностям. По началу их старались не брать на трудные вылеты, хотя в то время таких вылетов практически не было. Как ни оберегали – все же уберечь не смогли.. В 15.10 в воздух поднялась группа из 12 истребителей, в состав которой вошли летчицы Клавдия Нечаева и Клавдия Блинова.
«На боевое задание вылетела группа Як-7Б, возглавляемая капитаном Избинским. Ведомой у А.Я. Баклана была лейтенант Нечаева. Группа
истребителей 434 иап прибыла в заданный район и сразу же наткнулась на вражеские бомбардировщики. Первая наша атака получилась удачной: Избинский и Карначенок сбили каждый по «юнкерсу». Клава Нечаева старательно выполняла наказ своего ведущего – не отрываться от него. Правда, в горячке боя все труднее становилось сдерживать нетерпение. Так хотелось схватиться с врагом один на один! Всем, и прежде всего себе самой, доказать свою силу!
В это время неожиданно, потому что со стороны солнца, выскочили вражеские истребители. Это в корне изменило картину боя. Началась несусветная воздушная карусель. За фонарем кабины земля то вставала дыбом, то опрокидывалась в тартарары, а то заваливалась набок. На пределе ревели моторы. Оглушала пулеметная трескотня, доносившаяся со всех сторон. Но вот из сумасшедшей круговерти один за другим вывалились два «мессера»: эти отвоевались. Между тем карусель продолжалась. «Мессеры» делали заход за заходом на нашу группу «яков».
По примеру ведущего Нечаева атаковала бомбардировщик противника. На выходе из атаки она заметила, что на машину капитана Избинского обрушились сразу два «мессера». Клава дала отсекающую очередь, один из фашистов шарахнулся в сторону. На какое-то время внимание летчицы оказалось отвлеченным. И эти мгновения стоили ей жизни. Второй «мессер», внезапно вынырнув слева, в упор ударил по самолету Клавы, и он, объятый пламенем, стремительно пошел к земле.
Это была первая боевая потеря полка в сентябрьских боях.
Клавдия Блинова так вспоминала тот воздушный бой:«Кручу я в кабине головой: крестов-то, крестов! Кого в прицел ловить? Где моя цель? Где ведущий? Два «мессера» уже вниз полетели. Однако «куй железо, пока оно горячо…» Я кую и, двинув до отказа вперед рычаг газа, приступаю к атаке. А тут какой-то фашист уже бьет по моей машине из всех стволов! Не представляю, чем бы дело закончилось, не подоспей на выручку Саша Котов».
Старший лейтенант Котов был подбит и сел на вынужденную посадку.
В этот день летчики полка совершили 64 боевых вылета, провели 7 групповых воздушных боев и уничтожили 7 самолетов противника.
Хоронили Клаву всем полком с ружейным залпом, отдавая последние воинские почести.
Как вспоминал о Клаве Блиновой механик А.С. Шаракшанэ: « В нашей эскадрилье начала воевать Клава Блинова. Она, естественно, стала объектом самого трогательного внимания со стороны всех мужчин. Ее пока не брали в полет…Наконец Клава вылетела в составе эскадрильи. Для этого была выбрана относительно «спокойная обстановка». Сначала несколько вылетов ознакомительных вдоль линии фронта. Вечером Вася Абросимов с большим удовольствием, демонстрируя с помощью рук, представил все в ярких красках: « Перед вылетом мы договорились о командах. Как увидим цель, Коля Карначенок должен покачать крыльями-значит команда «Внимание». Еще раз-«Приготовиться к атаке». По этой команде Клава должна выйти вперед, а мы двумя парами ее прикрываем. Остальные держатся выше и в бой не ввязываются. Команду «Огонь» Коля подает короткой очередью… Летим… Видим «Рама». Коля покачал, и мы двумя парами идем на сближение. Остальные сверху. Опять команда …. Смотрю Клава крутит головой.. Коля показывает в сторону «Рамы».. А она отрицательно мотает головой: «Не вижу!». И так несколько раз…..пока мы не оказались возле «Рамы». Вражеский самолет сразу вниз и по «газам». Тогда Коля дает очередь и рукой показывает, как бы говоря: «Нажимай на гашетку». Клава молчит. Смотрю, Коля нажал на все гашетки, тогда и Клава открыла огонь. «Рама» завалилась, задымила и вскоре врезалась в землю. Так Клава открыла свой счет…. Но самое интересное было на ужине. Как всегда отмечаем боевой вылет. Приносят положенные сто грамм. Клаве, открывшей боевой счет, наливают двойную порцию, поздравляют… А она отвечает: «Ребята, я никогда не пила водки… Я не могу..».
А вот как о Тоне Лебедевой вспоминал Андрей Баклан: « Иногда моей ведомой во фронтовой обстановке была Тоня Лебедева. На земле на нее посмотришь- маленькая, хрупкая девушка. А в воздухе никогда бы не подумал, что рядом –«слабый пол». Чаще же всего забывал об этом. Пилотировала Тоня уверенно. Мои указания выполняла четко и своевременно. И лишь тогда вспоминалось, кто твой ведомый, когда услышишь, бывало, по радио тонкий взволнованный голосок, предупреждающий об опасности. Ну, например: "Выше нас худые!". После выполнения боевого задания подойдет ко мне Тоня в летном комбинезоне и шлемофоне, что не мешает ей снова превратиться в девушку-подростка, козырнет миниатюрной своей ручкой и спросит с затаенной тревогой:
- Разрешите получить замечания!
А какие могут быть замечания? Отвечаю с полной искренностью, без всякой натяжки:
- Отлично! Так держать!
Если говорить откровенно командование полка оберегало летчиц. Конечно, в той степени, в какой это вообще было возможно на войне. Старались не посылать «слабый пол» на явно рискованные задания. Ну а сами девушки так и рвались навстречу опасностям…»
После перебазирования обескровленного 434 иап в начале октября 1942 года в Люберцы Василий Сталин предложил трем девушкам-летчицам, бывшим в составе 434-го авиаполка, пройти специальные курсы воздушного боя, выполнив по 100 вылетов на воздушный бой. Но командующий ВВС генерал А.А. Новиков, прибывший на этот аэродром, приказал летчицам вернуться обратно в 586 иап в Саратов. Приказ командующего выполнила только Ольга Шахова. Клавдия Блинова и Антонина Лебедева, воспользовавшись тем, что в 653-м истребительном полку (будущий 65 гиап 4 гиад) не хватало двух летчиков, «сбежали» на фронт в составе этого полка.
Младший лейтенант Лебедева Антонина Васильевна 17 июля 1943 года погибла в воздушном бою.
17 июля 1943 в неравном бою четвёрки наших лётчиков с 30 вражескими самолётами парторг эскадрильи Антонина Лебедева была сбита, и её судьба долгое время оставалась неизвестной.
Уже после войны история получила неожиданное продолжение. В 1982 году группа орловских следопытов участвовала в раскопках самолёта, упавшего летом 1943 года возле села Бетово Болховского района Орловской области. В ходе раскопок были извлечены останки лётчика, его парашют, пистолет, нож и документы. Среди прочих, в документах были полётная и медицинская книжки, где чётко было прописано имя обладателя: Лебедева Антонина Васильевна.
На перезахоронении лётчицы присутствовал бывший командир 1-го Гвардейского истребительного авиакорпуса генерал-лейтенант Е.М. Белецкий, который привёз подтверждение из архивных источников о том, что именно здесь был последний вылет Антонины на боевое задание, из которого она 17 июля 1943 года не вернулась.
Младший лейтенант Блинова Клавдия Михайловна в последующих воздушных боях в составе 65 гиап сбила 3 самолета в группе. 4 августа 1943 года была сбита в воздушном бою и попала в плен, из которого смогла бежать. Вот как это было. 4 августа 1943 года восьмёрка Як-1 из состава 65-го гвиап под командованием командира эскадрильи Гвардии капитана А. И. Самохвалова сопровождала штурмовиков, наносивших удар по отступающим войскам противника в районе Орёл - Нарышкино. Группа, встретив 14 Ф-190, разделилась. Звено Гвардии старшего лейтенанта Н. И. Ковенцова связало боем "Фоккеры", а звено А. И. Самохвалова осталось прикрывать штурмовики.
В завязавшемся воздушном бою, звено Ковенцова старалось оттянуть врага подальше от группы "Илов" и создать им условия для успешного выполнения боевой задачи. Противник, обладая численным превосходством, расколол звено и нашим лётчикам пришлось вести бой парами. В ожесточённой схватке Гвардии лейтенант И. Ф. Сычёв сбил один Ф-190, но силы были слишком неравны. Противник поджёг сначала самолёт гвардии старшего лейтенанта Н. И. Ковенцова, затем были сбиты гвардии младшие лейтенанты У. У. Доев и К. М. Блинова.
К сожалению, дотянуть до линии фронта Клавдия Блинова не смогла. Она оказалась в плену. Полевая жандармерия, допросы, побои... Потом дорога в лагерь для военнопленных...
"Утром всех нас выстроили на площадке, - вспоминала Клавдия Михайловна, - и зачитали приказ коменданта лагеря: "За попытку к побегу - расстрел !" Здесь мы узнали, что в ночь на 8 августа из лагеря убежало около 1000 человек ! Прошло ещё два дня. 10 августа немцы составили эшелон для отправки пленных на запад. 26 лётчиков погрузили отдельно - в один товарный вагон. Охранники - власовцы расположились в тамбуре, так что мы могли свободно переговариваться. А разговоры наши и думы были только об одном - как бежать..."
Да, ни эти 26 лётчиков, ни та 1000, которой удалось прорвать колючую проволоку и под огнём охраны сбежать из лагеря, ещё не знали, что теперь навсегда за ними будет ходить этот подозрительный, с прищуром анкетный вопрос: "Был ли в плену ?.."
Что анкета ! Даже спустя полвека найдутся убеждённые сторонники генерала Л. Мехлиса, утверждавшего, что у нас нет и не может быть пленных - есть только предатели. Многого ещё не знали воздушные стрелки Сазонов, Рыбалко, лётчик - штурмовик Поляков, корректировщик Мурашко и лётчица Блинова, прорезая в вагонной двери отверстие, чтобы освободить её от запора. Наконец в полночь 11 августа дверь удалось открыть и, кто мог, на полном ходу поезда они начали выбрасываться в темноту. Собрались впятером, установили направление на восток и отправились в неизвестность. У Сазонова спина, иссечённая осколками, казалась сплошной раной. Клавдии пришлось разорвать кофточку и перевязать его. Мурашко ранили в грудь - между ребрами зияла жуткая дыра. Все были ранены, но шли. Более двух недель шли лесами, болотами, пробивались к своим, минуя населённые пункты, дороги. ажется не было для Клавдии команды более волнующей и радостной, чем та - на одном дыхании: "Стой ! Стрелять буду !.." И вот первая беседа в штабе какого - то полка 21-й Армии. Первые вопросы, недоверчивая, подозрительная реакция на ответы - должно быть от прилежно усвоенных уроков классовой бдительности. Завертелась, заскрежетала машина, куда как безжалостней ломающая людей, чем те немецкие "Эрликоны", ставшие причиной их бед.
Поначалу каждому из группы Клавдии дали по листу бумаги и заставили писать объяснительную записку. Только потом накормили ! Затем под охраной двух автоматчиков повели в штаб армии. Настроение у Блиновой было чудесное: она пела, радовалась, что все выжили, перешли через линию фронта к своим. Повторяла, что не сегодня - завтра будет в полку и уж тогда - держитесь, фрицы !.. Клавдия ошиблась. Для тех, кто хоть на день побывал в плену, кому со смертельным риском удалось вырваться из - за вражеской колючей проволоки, одной объяснительной записки было совсем недостаточно. Для Блиновой и её боевых друзей потянулись мучительные ночи пыток и допросов. На спецпроверке они находились с 31 августа по 14 сентября 1943 года. Затем их ждал снова лагерь, только теперь уже свой, советский... В одном из писем воздушный стрелок Николай Алексеевич Рыбалко писал:
"Наша жизнь текла в лагере, который держал огромное количество боевой силы, способной брать любые преграды противника. К лагерной жизни и работе мы привыкли. Дни бежали. В разговоре с людьми я узнал, что многие находятся здесь уже по году, что и нам так же загорать, как и им..."
Но вот в начале октября за Клавдией Блиновой неожиданно прилетел связной самолёт, и она простилась с товарищами по беде. Оказалось, "сработало" письмо, которое она ухитрилась отправить в родной полк. Спустя время Клавдия узнает, что вызволить её из лагеря помог Василий Сталин. После окончания войны, согласно воспоминаниям Героя Советского Союза Андрея Яковлевича Баклана, Клавдия Блинова вышла замуж за лётчика - истребителя ( бывшего штурмана 65-го Гвардейского истребительного авиационного полка ) Григория Даниловича Кудленко, сбившего в годы войны около 10 вражеских самолётов. Работала cтаршей стюардессой в Киевском аэропорту. (http://airaces.narod.ru/woman/blinova.htm).
Старший лейтенант Ольга Ивановна Шахова летчик – истребитель 586-го истребительного авиационного полка, в 1-й эскадрилье
летала на врученном ей истребителе Як-1 с дарственной надписью «От женщин Монголии - фронту!». Всего за время участия в боевых действиях произвела более 150 боевых вылетов, в составе группы сбила 1 Юнкерс-88. Награждена двумя орденами Отечественной войны 2-й степени (19.02.1945, 06.04.1985), орденом Красной Звезды (14.04.1944), медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией» и другими.
Вот что осталось в различных документах и воспоминаниях сослуживцев о летчицах 434 иап, которые в самые тяжелые сталинградские дни прикрывали его небо от врага и о их дальнейшей судьбе после очередного вывода полка в Люберцы на восстановление самолетного парка и доукомплектование летным и техническим составом.
Хотелось, что бы их потомки и соотечественники, как можно больше знали об их славных делах. Вечная Память им и Слава!
При подготовке этой статьи использованы материалы из интернета:
Источник и подробности: http://www.airaces.ru/stati/zhenskie-lica-vozdushnojj-vojjny.html
https://warfor.me/letchitsyi-asyi-velikoy-otechestvennoy-voynyi/
https://proza.ru/2014/11/25/1831 Олег Каминский Советские женщины - летчики-истребители.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Всего доброго!