Битком набитый зал. Рабочие куртки, солдатские шинели, матросские форменки, красные косынки. На молодых лицах написана взволнованность и сосредоточенность. А на сцене, возле стола, покрытого красной тканью, — Владимир Ленин
Он стоит в характерной позе: чуть наклоненный вперед корпус, короткий энергичный взмах руки... Так запечатлел художник выступление великого вождя революции на третьем съезде комсомола, организованном в октябре 1920 года.
Главное – учиться!
Тяжелые это были времена. Еще продолжалась гражданская война. Стояли заводы и фабрики, бездействовал транспорт. Стране грозил голод. И в этот трудный для молодой рабоче-крестьянской Республики период Ленин выдвигает перед комсомольцами, перед всей молодежью задачу – учиться.
В первые минуты, вспоминают делегаты съезда, они были удивлены. Молодежь жила еще пафосом гражданской войны, она жаждала с оружием в руках биться с врагами революции. И вдруг – учиться!
Неумелыми руками ничего не создашь
Но чем дальше говорил Ильич, тем многограннее раскрывался смысл, заключенный в коротком ленинском призыве. Владимир Ильич был уверен, что приподнял перед молодежью завесу, отделявшую ее от величественного будущего страны, которое своими руками молодые люди должны строить.
Но ведь неумелыми руками ничего не создашь, был убежден вождь. Чтобы построить новое, более совершенное и справедливое общество, надо овладеть всем богатством знаний, накопленных человечеством, овладеть критически, отбирая действительно ценное, передовое и отбрасывая все мертвое, устаревшее.
Надо связать само учение с жизнью, с борьбой рабочих и крестьян, претворить его в живые дела, в труд, полезный людям, всему обществу.
Комсомольские делегаты впитывали новое и необычное для них содержание ленинской речи. Им все больше становилось ясным: знание – то же оружие и учение – та же борьба за победу революции.
Но оружие это более могучее, чем сабли и пушки. И борьба сложнее, чем бои с белогвардейцами и интервентами. Она должна привести к построению – на основах передовой современной науки и культуры – коммунистического общества.
Историческое значение
Речь Ленина на съезде комсомола направляла всю деятельность Коммунистической партии и Советского государства в области народного просвещения, строительства новой советской школы.
Тогда подразумевалось, что о советских поразительных успехах в этой области будет говорить весь мир. Советская школа должна была вырастить и обучить тех, кто будет делать открытия в науке, совершенствовать технику, строить атомоходы, запускать в глубины Вселенной могучие космические корабли.
Советская школа воспитала Зою Космодемьянскую, Николая Мамая, Валентину Гаганову, тысячи членов трудовых бригад.
Речь, произнесенная десятки лет назад, имеет историческое значение, ведь советские люди искренне верили, что она содержит в себе великую жизненную силу и является боевой программой действий, живых насущных дел и свершений.