Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Разоблаченное американское «разъединение» с Китаем

Политики США не беспокоятся о взаимозависимости отраслей с Канадой или Мексикой, они беспокоятся о Китае. Очевидно, что Boeing и Airbus не горят желанием «отделиться» от Китая, поскольку он один из их лучших клиентов. Два года назад в серии гневных твитов президент США Дональд Трамп приказал американским компаниям покинуть Китай. Приказ превышал полномочия президента, поэтому компании его проигнорировали. И, как и многие всплески Трампа, этот всплеск вскоре ушел в безвестность.

Тем не менее, идея о том, что США должны уменьшить зависимость от Китая в ключевых отраслях промышленности, существовала еще до того, как Трамп издал свой приказ, и никогда никуда не уходила. «Разъединение» идет рука об руку со все более негативным национальным настроением в отношении Китая. Поэтому, когда в первые месяцы Covid-19 возникла нехватка критически важных масок, аппаратов искусственной вентиляции легких и другого медицинского оборудования китайского производства, разговоры о разъединении стали еще громче.

Несмотря на смену администрации, а может быть, из-за нее, в последнее время разговоры стали громче и конкретнее. Например, Конгресс работает над законопроектом о промышленной политике на сумму 247 миллиардов долларов, который способствует расширению научных исследований и развитию отечественного производства полупроводников. Сенат принял его при значительной поддержке республиканцев; у некоторых республиканцев есть сомнения, но это также может пройти и нижнюю палату. Мотивация для этого ясна: убежденность в том, что США не могут зависеть от страны-конкурента в отношении критических технологий.

А администрация Байдена выпустила 250-страничный отчет, в котором излагаются идеи по укреплению «устойчивости цепочки поставок и внутренней конкурентоспособности» в ряде отраслей, включая редкоземельные материалы, вакцины и аккумуляторы большой емкости. Намерение, опять же, состоит в том, чтобы уменьшить зависимость Америки от Китая.

Насколько далеко зайдет развязка, в отличие от разговоров о разъединении, еще неизвестно. Но, разговор, наряду с некоторым фактическим разделением, вероятно, будет продолжаться еще какое-то время. Быть зависимым от противника никогда не бывает комфортно, и именно так все чаще воспринимают Китай. Поэтому американские политики не беспокоятся о взаимозависимости промышленности США с Канадой или Мексикой. Они беспокоятся о Китае.

Беспокойство вызывает импорт. Никто не говорит о развязке для экспортеров. Должны ли они быть? Один из крупнейших экспортеров, американское сельское хозяйство, восстанавливает связи с Китаем. За первые шесть месяцев этого финансового года китайские закупки сельскохозяйственной продукции США выросли на 197%. Есть основания полагать, что воссоединение будет продолжаться. Министерство сельского хозяйства США прогнозирует рекордный экспорт в размере 35 миллиардов долларов на год. Ведущий аналитик DTN Тодд Халтман прогнозирует, что в году, начинающемся 1 октября, «бычий спрос в Китае должен оставаться важным источником поддержки для цен на кукурузу и сою в США на самом высоком уровне с 2013-го года».

Праздник лучше голодания в любой день. Но даже когда они пируют, фермеры и владельцы ранчо разделяют некоторые опасения своих соотечественников по поводу Китая. По опыту они знают, что обычные рыночные силы могут быстро превратить воссоединение в разъединение. Они опасаются стать слишком зависимыми от какой-либо страны, но особенно от страны-соперника.

Но хоть банкетный стол у них накрыт. Сравните это с ситуацией с другой группой американских продавцов в Китай – компаниями, производящими самолеты и авиадвигатели. Covid-19 приостановил заказы на самолеты. Что еще хуже, китайский государственный производитель самолетов Comac разработал конкурента для Boeing 737 и Airbus 320. Он еще не готов к использованию в прайм-тайм и начнет с использования двигателей иностранного производства. Но через несколько лет он может появиться в продаже по всему миру, и Китай упорно работает над двигателями. Что, если китайское правительство прикажет авиакомпаниям страны покупать только свои самолеты у Comac? Что, если полученные таким образом субсидии позволят Comac обойти своих зарубежных конкурентов по цене? Судя по опыту в других отраслях, правила Всемирной торговой организации могут оказаться недостаточно строгими, чтобы сдерживать Китай.

Недавно США договорились с ЕС о субсидиях на самолеты Boeing-Airbus. Wall Street Journal интерпретировали это соглашение как представление «единого правового фронта» в ВТО, если худшие опасения по поводу китайской конкуренции материализовать. Могли ли быть преувеличены опасения по поводу Boeing и Airbus? Может быть, но они понятны. Представьте, насколько нервничали бы американские производители, если бы Китай массово расширял внутреннее производство соевых бобов, достаточного для самообеспечения, или даже для того, чтобы конкурировать на экспортных рынках?

Если США разъединят некоторые критически важные отрасли, это в некоторой степени будет реакцией на разъединение с Китаем. В течение многих лет Китай работал над развитием доминирующих высокотехнологичных отраслей. Когда ему это удается, он перестает покупать у иностранцев и начинает им продавать. Если он реализует поставленные цели своего плана на 2025-й год, будет заменено гораздо больше иностранных отраслей. Американские фермеры и владельцы ранчо могут быть благодарны за то, что их отрасли не входят в целевой список Китая.

Однако по мере усиления конкуренции между США и Китаем в других отраслях, Китай, естественно, будет стараться избегать чрезмерной зависимости от американского сельского хозяйства. Точно так же американские производители правы, опасаясь чрезмерной зависимости от Китая. Даже когда они восстановятся, обе стороны сельскохозяйственной торговли будут стремиться к диверсификации – это более приятное слово, чем разъединение.

У. C. ЛЕНЕР