САМЫЙ МАССОВЫЙ БОЕВОЙ САМОЛЕТ В ГОДЫ ВОЙНЫ
Ил-2 получил звание самого массового боевого самолета. Всего было произведено 36 183 экземпляра. Долгое время его называли самым массовым самолетом в истории авиации. Серийный выпуск Ил-2 был налажен в марте 1941 года. К началу войны СССР уже располагал 249 машинами.
ГОРБАТЫЙ
Ил-2 изначально разрабатывался как двухместный самолет. Но в ходе испытаний были выявлены некоторые серьезные недостатки. Самолет имел недостаточную скорость и дальность полета. Чтобы это исправить, Ильюшину пришлось сделать Ил-2 одноместным. Вместо кабины штурмана был установлен еще один бензобак. Бронекорпус был уменьшен. Это позволило сделать штурмовик легче. Чтобы улучшить обзор, кабину пилота приподняли, благодаря чему самолет, называвшийся тогда БШ-2 («бронированный штурмовик») приобрел прозвище «горбатого». Самолет встретил войну как раз в таком варианте.
ПРОЗВИЩА
Ил-2 отличался хорошей живучестью. Он мог летать при таких повреждениях, которые для других самолетов были смертельными. Были случаи, когда Ил-2, дотянув до аэродрома, буквально разваливались на части и становились непригодными для дальнейшего восстановления.
Помимо прозвища "горбатого", среди наших военных, немецкие пилоты за живучесть и недостаток манёвренности называли его нем. Betonflugzeug — «бетонный самолёт» и нем. Zementbomber — «цементный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «железный Густав» (Eiserner Gustav), также в советской литературе существуют утверждения, что отдельные солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть»).
ГИБЕЛЬ СТРЕЛКОВ
В связи с переходом немецких истребителей на использование крупнокалиберных пулеметов и пушки, а также поступление в немецкие войска зенитных автоматов крупного калибра в 1943 году резко возросло число случаев гибели летчиков и особенно стрелков от пробитий бронекорпуса и бронестекол кабины. Осколки стекла очень часто приводили к ранениям. Так если группа Ил-2 была атакована, то один-два стрелка из группы были ранены или убиты. Проблему удалось частично решить после разработки нового бронекорпуса. По сравнению с предыдущей версией из-за дополнительной брони новый Ил-2 потяжелел на 55 кг.
МОЩНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Вооружение самолета составляли четыре 7,62-мм пулемета ШКАС (вмонтированные в крылья); еще один ШКАС – на оборонительной установке и до 600 кг бомб. Наряду с конструктивной доработкой, в ходе серийного производства непрерывно повышалась и огневая мощь Ил-2. Уже к лету 1943 года появляется модификация Ил-2 тип 3, вооруженная двумя подкрыльевыми 37-мм авиапушками НС-37 (с боекомплектом по 50 выстрелов на пушку). Пушки НС-37 могли поражать любые немецкие танки вплоть до «Тигров». Они очень пригодились в Курской битве. Особенно эффективным оружием Ил-2 в борьбе с немецкими танками стали кассеты, содержащие по 192 противотанковые авиационные бомбы ПТАБ-2,5-1,5 кумулятивного действия. Одна такая бомба, массой 1,5 кг, прожигала танковую броню толщиной до 70 мм. При сбросе содержимого такой кассеты на колонну танков с высоты 75 -100 м выводилась из строя вся бронетехника, попавшая в полосу шириной 15 м и длиной 70 м. Штурмовики Ил-2, вооруженные 37-мм пушками и кассетами с кумулятивными авиабомбами ПТАБ-2,5, были успешно применены на Курской дуге против танков вермахта. Летчики-штурмовики также вели активную борьбу с железнодорожными эшелонами и автомобильными колоннами противника.