Найти тему
Sarov_walks

Типовая архитектура в закрытом городе. Северная окраина «Старого» района.

Старый район Сарова ‑ это не только монастырь, финские домики и сталинская застройка. В этой прогулке я приглашаю посмотреть на то как наш закрытый город развивался в 1960-1980х. Мы пройдем по улицам, названным в честь выдающихся горожан, поищем интересные детали среди типовой застройки.

карта маршрута
карта маршрута

Стартуем от модернистского здания, спрятанного в сохраненном участке мордовского леса – Дома Ученых (1973г.). Его создание – заслуга профессора В.А. Цукермана и директора ВНИИЭФ на тот момент - Б.Г. Музрукова. Несмотря на закрытый статус города здесь часто выступали музыканты первой величины. Кроме концертного зала здесь есть выставочное пространство и ресторан. На базе Дома Ученых собираются клубы и творческие объединения.

Перед зданием установлен памятник выдающемуся физику, работавшему в нашем городе Ю.Б. Харитону . В его честь в 1997 году была переименована улица Тольятти.

По лесной тропинке выходим на улицу академика Харитона - северную границу старого района, дальше начинается лес. Вниз по улице свободно расставлены белые девятиэтажки (1969г.) из нестандартного кирпича, такого же, как и на фасаде Дома Ученых.

Эта многоэтажная серия была разработана архитекторами Надежиным и Фромзелем из Ленпроекта. На этаже расположено пять квартир, две из которых находятся на полэтажа выше других. Чаще всего такая серия встречается в Петербурге, северных областях, на Дальнем востоке и в городах ЗАТО. Проект в Ленинграде получил неофициальное название «точка Надежина», был отмечен в престижных архитектурных изданиях во Франции и Великобритании в 64-65 годах.

Мы двигаемся наверх, мимо бывшего магазина «Северный», музыкальной и художественной школы. Музыкальные классы были открыты в 1948 году, располагались в одном из финских коттеджей, в 1957 году школа разместилась в монастырских корпусах напротив Драмтеатра. В 1974 году школа переехала в новое здание на окраину города.

Интересно решена входная группа музыкальной школы – присмотритесь, это же рояль, а над ним барельеф группы художников-монументалистов Ястребова, Ишмакова, Сергеева, Зюзина и Строганцева. Подобным образом в 70-80е украшали многие здания в городе. Во время моей учебы в фойе музыкальной школы было еще две чеканки, но после ремонта их не осталось.

Входная группа художественной школы выбивается из стиля всего здания, ее изменил до неузнаваемости извечный враг модернистской архитектуры – вентфасад. Простой и дешевый способ сделать «чистенько и современно», не заботясь об архитектуре здания.

Посмотрим теперь на саму улицу Харитона. Слева высокие сосны и дорога к Лыжной базе, справа живописные пятиэтажки (1969 г.), с которых постепенно сходит зеленая краска, обнажая красный кирпич.

При строительстве первых микрорайонов, пришедших на смену квартальной застройке, использовались разные приемы расстановки домов в плане. Вдоль улицы Харитона дома стоят группами буквой П. По проспекту Ленина и улице Пионерской дома стоят вдоль красной линии, что характерно для соседних кварталов, построенных раньше. Внутри микрорайона дома построены чуть позже - у них уже плоская кровля. Эти дома подхватывают направление улицы Победы идущей под углом к регулярной сетке кирпичных кварталов, огибая сохраненные участки лесного массива.

Для такой застройки характерно перетекание дворов из одного в другой, при этом внутри микрорайона складывается множество сквозных пешеходных маршрутов. В нашем случае почти все они выявлены и тропинки вымощены бетонными плитами. Внутри формируется, практически, локальный парк, который гораздо более привлекателен для транзита, чем шумная улица.

Универмаг «Юбилейный», 1970/2020
Универмаг «Юбилейный», 1970/2020

Пройдя микрорайон насквозь, попадаем на проспект Ленина у бывшего Универмага «Юбилейный», но оценить его модернистский фасад мы можем только по старой фотографии. Новая отделка напрочь убила аккуратные пропорции композиции фасада, построенную на чередовании сплошного остекления витрины и ленточного окна с полосками из синей плитки. Утрачена и оригинальная вывеска с характерным атрибутом эпохи - шрифтовой композицией.