Польским источникам периода осады города 1609-1611 гг. известно земляное укрепление в виде вала, которое они именуют «городком». Вал начинался на правом берегу р. Чуриловки у ее устья, шел к югу, а затем поворачивал к востоку и вверх по Казанской горе доходил до Богословской башни крепости. Он существовал еще в конце XVIII в. и был полностью уничтожен только в 1877. Отечественные документы того же времени помещают здесь «в Пятницком конце острог».
Он было обширным и предшествовал по времени возведению каменной крепости, которая в западной части как бы сократила укрепленную территорию города, оставив часть земляного вала за ее пределами. Первоначально вал от места будущей Богословской башни имел продолжение к югу, где он также сохранялся до 1877-1879 гг. и сливался с валом в южной части крепости, образуя при этом внешнюю линию обороны города. Остатки внутривальных конструкций Пятницкого острога в виде массивных дубовых обгорелых бревен еще сохранялись в районе Немецкого кладбища в конце прошлого века.
Обследование линии обороны на юго-западе Смоленска показало, что его внутривальные конструкции другого типа - менее мощные, плетневого характера и к тому же более плохой сохранности. Если предположить, что эти два участка бывшей внешней линии обороны разновременны, то они должны были каким-то образом смыкаться с предшествующими укреплениями, поскольку в противном случае утрачивалось их функциональное назначение. Если же вал Пятницкого острога старше вала у крепостной стены, то он должен был подходить к укреплениям «Старого города» с запада.
Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях
Смоленск, в отличие от некоторых других городов, разрушенных монголо-татарами и содержащих поэтому прямо на городской территории массовые захоронения, в том числе и сельского типа, не был прямой жертвой нашествия и до 1396 г. ни разу не подвергался серьезным разгромам. К городу вплотную подступали сельские поселения, впоследствии поглощенные им по мере роста его территории. В западной части каменной крепости археологи нашли захоронение сельского типа, датируемого началом - серединой XII в. укрепления Пятницкого острога были возведены не ранее начала - середины XII в. Судя по тому, что они вплотную примыкали к крепости «Старого города», можно наметить схему возведения древних оборонительных сооружений Смоленска: сначала была построена крепость «Старого города», затем Пятницкого острога.
Вопрос об абсолютной хронологии укреплений прибрежной и напольной частей «Старого города» более сложен. Поскольку в первую очередь укрепляли напольную сторону поселения и затем уже прибрежную, а возведение оборонительных сооружений на берегу Днепра относится к началу XII в., то вал «Старого города» был насыпан либо до начала XII в., либо одновременно со строительством укреплений прибрежной части.
Район города к востоку от устья р. Чуриловки более всего изобилует остатками памятников архитектуры домонгольского времени. Здесь находился и двор князя Романа Ростиславича со стоящей на нем церковью Иоанна Богослова. Следует отметить, что по крайней мере со второй половины XII в. резиденции смоленских князей находились вне городских укреплений. Князья могли возводить свои храмы как на землях сотенного населения, так и на общегородских землях. Это хорошо прослеживается и на примере Новгорода и Пскова. Вероятно, территория Пятницкого острога была одним из таких районов, что и объясняет наличие здесь княжеской резиденции.
После смерти Романа в 1180 г. его брат Давид Ростиславич переносит свой двор западнее, ближе к Смядыни, где, видимо, после этого возводит свою дворцовую церковь во имя Михаила Архангела (Свирскую). Такое перемещение княжеского двора было связано скорее всего с тем, что территория, на которой находился старый двор, перешла под юрисдикцию кончанской администрации Смоленска. Этому акту предшествовала борьба княжеской и кончанской администраций, которая подчас выливалась в вооруженные столкновения. Противоречия начались еще при жизни Романа Ростиславича, который «многие досады прия от смолян» . С особой силой они разгорелись после его смерти. О разногласии между смолянами и Давидом Ростиславичем повествует летопись и под 1195 г., где говорится, что они «не добре с Давыдом». В конечном итоге кончанская администрация, видимо, вышла победителем, что выразилось в переносе княжеского двора. Произошло это до 1197 г. - года смерти Давида Ростиславича. Не позднее были воздвигнуты и новые городские укрепления, которые в дальнейшем получили наименование Пятницкого острога, так как примыкали к Пятницкому концу и скорее всего находились вместе с входящей в них территорией под его юрисдикцией.
По Н.Сапожкову
Предыдущие статьи по теме: "Могут ли археологи обнаружить в земле борозды", "Другое прочтение легенды", "Одигитрия - это не название", "Каким был Успенский собор Смоленска до взрыва", "Место гибели первого русского святого", "За точность купеческих весов отвечает церковь", "Если был княжеский комплекс, то где его дворец?", "Определить первоначальный вид храма", "Что произошло на Соборной горе Смоленска?", "Когда столичный стиль надоел", "Краткий очерк русско-литовского противостояния", "Детинец был не там, где его ищут"