Найти тему
Кот-ученый

Большие крейсеры. Часть 2. СССР

Юрий Каторин

Продолжение. См. часть 1

В конце 1930-х годов перед советскими конструкторами была поставлена задача: создать корабль пр. 69, способный придать устойчивость действиям легких сил во всех тех случаях, когда нет необходимости применять линкоры. В феврале 1939 года главным конструктором проекта был назначен Федот Евдокимович Бесполов (1896–1983).

Большие крейсеры «Аляска» и «Кронштадт» (реконструкция)
Большие крейсеры «Аляска» и «Кронштадт» (реконструкция)
Федот Евдокимович Бесполов
Федот Евдокимович Бесполов

Откорректированный эскизный проект был утвержден 13 июля 1939 года. 30 ноября 1939 года в 18 часов на стапеле завода № 194 состоялась официальная закладка головного крейсера «Кронштадт». Несколько раньше, 5 ноября, на заводе № 200 был за­ложен «Севастополь». Срок сдачи корабля был уста­новлен в 1943 году. Крейсер имел стан­дартное водоизмещение 35 432 т (полное 41 540 т), основные размерения250,5 × 31,6 × 9,45 м. Вооружение: 305-мм – 3 × 3, 152-мм – 4 × 2, 100-мм – 4 × 2, 37-мм – 7 × 4. Бронирование 230–330 мм. Главная энергетическая установка была трехвальной. При мощности 201 000 л.с. она обеспечи­вала кораблю скорость полного хода 32 узла. Предусматривалась возможность двухчасового форсирования энергоуста­новки до 231 000 л.с., что обеспечивало скорость 33 узла. Экипаж 1045 человек.

Советский тяжелый крейсер «Кронштадт» (худ. М.В. Петровский)
Советский тяжелый крейсер «Кронштадт» (худ. М.В. Петровский)

Крейсер должен был получить гладкопалубный корпус, слегка разваленные борта и були в средней части. Корпус делился водонепроницаемыми переборками на 8 отсеков. Главный калибр корабля состоял из трех трехорудийных башенных установок МК-15. 305-мм орудия Б-50 с длиной ствола в 54 калибра обеспечивали дальность стрельбы 250 кабельтовых (46,3 км). Противоминный калибр состоял из четырех спаренных 152-мм установок МК-17. Орудие Б-28 с длиной ствола 57 калибров имело дальность стрельбы 170 кабельтовых (31,5 км) и скорострельность 7,5 выстр/мин. Зенитная артиллерия дальнего действия состояла из четырех 100-мм спаренных установок МЗ-16. Орудия Б-54 с длиной ствола 56 калибров имели угол возвышения 85 градусов, досягаемость по высоте 11 километров. Зенитная артиллерия ближнего действия состояла из семи счетверенных 37-мм ав­томатов 46-К в специальных бронирован­ных гнездах. 37-мм пушки имели угол воз­вышения 85 градусов, досягаемость по вы­соте 5 км и скорострельность 160—180 выстр/мин. Кроме того, на корабле пре­дусматривалась установка четырех спаренных 12,7-мм пулеметов ДШК.

Чертеж тяжелого крейсера «Кронштадт» (копия с архивного чертежа)
Чертеж тяжелого крейсера «Кронштадт» (копия с архивного чертежа)

Авиационное вооружение крейсера со­стояло из двух самолетов КОР-2, предназначавшихся для разведки и корректи­ровки огня главного калибра. Старты самолетов производились с ка­тапульты.

Корабли проекта 69 имели мощное бро­нирование. 230-мм бортовой броневой пояс шириной 5 м составлял 76,8% длины ватерлинии, и опускался ниже ее на 1,5 м. В носу и в корме пояс замыкался траверзами. Между носо­вым траверзом и форштевнем борт защищался 20-мм броней. Верхняя кромка броневого пояса стыковалась с броневой (средней) палубой. Верхняя палуба покры­валась броней в районах погребов глав­ного калибра. Бронирование рубки составляло: стенок 330–260 мм, крыши – 125 мм; барбеты башен ГК – 330 мм выше средней палубы, и 30 мм – ниже; барбеты башен 152-мм орудий – 75–50 мм. Образованная вертикальной и горизонтальной броней цитадель прикры­вала все жизненно важные центры ко­рабля, энергоустановку, погреба боеза­паса. Кроме бронирования, корабль имел хорошую про­тивоминную защиту (ПМЗ) так называемого «американского типа». В пределах цитадели она имела глубину 6 м и состояла из пяти продольных переборок и булей. Толщина переборок – от 14 до 20 мм.

Схема бронирования тяжелого крейсера типа «Кронштадт»
Схема бронирования тяжелого крейсера типа «Кронштадт»

Энергетическая установка включала 3 турбозубчатых агрегата Харьковского турбогенераторного завода (производились по лицензии швейцарской фирмы «Brown-Bovery») суммарной мощностью 201 000 л.с.; пар вырабатывали 12 паровых котлов 7у-бис (таких же, как на крейсерах проек­тов 26, 26-бис). Предусматривалась возможность двухчасового форсирования энергоустановки до мощности 230 000 л.с. и достижения полной скорости 33 узлов. ЭУ размещалась эшелонно в шести котельных и трех машинных отделениях. Каждый ГТЗА работал на свой валопровод.

Большинство механизмов и оборудова­ния, башенные установки противоминного калибра и зенитная артиллерия тяжелого крейсера проекта 69 были унифицированы с линкором типа «Советский Союз».

Проект был утвержден 13 июня 1939 года. Первые два крейсера были заложены в декабре 1939 года – «Кронштадт» 30.11.1939 на заводе №194 в Ленинграде, «Севастополь» 05.11.1939 на заводе №200 в Николаеве. Предполагалось сдать корабли флоту в 1943 году, а всего планировалось построить 15 крейсеров данного типа. Строительство крейсеров проекта 69, начатое без достаточного технического задела вскоре столкнулось с большими проблемами, ввиду неготовности многих планируемых к установке на крейсера систем, прежде всего артиллерии главного калибра. 10 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о прекращении работ по строительству всех тяжелых кораблей.

Тяжелый крейсер «Севастополь» в постройке
Тяжелый крейсер «Севастополь» в постройке

Строительство «Кронштадта» прекратили 10 августа 1941 года при готовности 13 %, при этом корпус был доведен до уровня нижней палубы, установлены фундаменты главных механизмов. Во время обороны Ленинграда его броня была частично использована для строительства укреплений (с августа 1941-го по январь 1943 года, изготовили и установили на передовой более 7000 броневых сооружений, на изготовление которых ушло 18 400 т корабельной брони). Поэтому к концу войны готовность составила около 7%.

«Севастополь» был захвачен немецкими войсками 16 августа 1941 года при готовности 12 % и частично разобран на металл оккупантами. К моменту освобождения Николаева готовность составила около 4 %. Кроме того, оставшиеся конструкции имели большую деформацию вследствие подрыва стапеля немцами. В послевоенный период достройку крейсеров признали нецелесообразной. Как указывалось раньше – главной задачей таких кораблей было придание устойчивости действиям легких сил во всех тех случаях, когда нет необходимости применять линкоры. По оценке специальной комиссии корабль проекта 69 основным задачам, поставленным перед ним, не совсем отвечал, ибо для успешного преследования крейсеров противника оказалась недостаточной скорость.

Боковой вид крейсеров «Кронштадт» и «Сталинград»
Боковой вид крейсеров «Кронштадт» и «Сталинград»

Однако эпопея с советскими большими крейсерами на этом не кончилась. После войны были заложены 2 крупнейших в мире тяжелых крейсера проекта 82 (тип «Сталинград»), по концепции развитие недо­строенных кораблей типа «Кронштадт», но фактически это был существенно переделанный пр.83, как у нас назвали купленный в Германии тяжелый крейсер «Лютцов». По ходу разработки проект подвергался многочисленным переделкам.

Корпус корабля выполнялся по продольной системе набора с расстоянием между рамными шпангоутами в районе цитадели до 1,7 м, в оконечностях – до 2,4 м и разделялся главными поперечными переборками (толщиной от 6 до 20 мм), идущими от днища до нижней палубы, на 23 водонепроницаемых отсека. Водоизмещение полное 43 000 т, длина 250,5 м, ширина 31,6 м, осадка 9,7 м, скорость хода максимальная 34, экономическая 15 узлов. Вооружение: девять 305-мм, двенадцать 130-мм, двадцать четыре 45-мм и сорок 25-мм орудий. Бронирование: борт до 180 мм; падуба – 90–110 мм; башни до 323 мм. Экипаж 1481 человек.

Схема общего расположения большого крейсера «Сталинград»
Схема общего расположения большого крейсера «Сталинград»

По утвержденному проекту КРТ должен был иметь: 3 × 3 305-мм орудий СМ-31 в башнях (общий боезапас 720 выстрелов); 6 × 2 130-мм универсальных башенных установок БЛ-109А (2400 выстрелов); 6 × 4 – 45-мм зенитных установок СМ-20-3иФ (19 200 выстрелов) и 10 × 4 – 25-мм зенитных установок БЛ-120 (48 000 выстрелов). В состав системы управления артиллерийской стрельбой входили РЛС и оптические средства. Каждая башенная установка СМ-31 оборудовалась ПУС «Море-82» и радиодальномером «Грот», а каждая установка БЛ-109А – радиодальномером «Сириус-Б».

Главный броневой пояс (с толщиной брони 180 мм) на протяжении цитадели имел угол наклона от вертикали 15° и защищал борт ниже средней (главной броневой) палубы; углубление его нижней кромки на миделе под ватерлинией составляло 1,7 м. Траверзные переборки цитадели имели толщину до 140 мм (носовая) и 125 мм (кормовая), стенки боевой рубки были до 260 мм, крыша – 100 мм. Палубы в районе цитадели имели толщину брони: верхняя – 50 мм, средняя – 75 мм, нижняя – 20 мм. Лобовая стенка башен главного калибра защищалась 240-мм броней, боковые стенки – 225-мм, крыша – 125-мм, а задняя стенка, выполнявшая и роль противовеса, состояла из трёх плит суммарной толщиной 400–760 мм.

Противоминная защита (ПМЗ), прикрывавшая жизненно важные отсеки корабля (погреба боезапаса, главные посты, помещения главной энергетической установки) на протяжении цитадели, состояла из трех-четырёх продольных переборок. Из них вторая (толщиной 8...25 мм) и третья (50 мм) имели цилиндрическую форму, а первая (8...15 мм) и четвёртая (15...30 мм) были плоскими. Объёмы между первой (второй) и третьей переборками использовались под топливо, которое по мере расходования замещалось забортной водой. Для увеличения протяженности броневой защиты по вертикали на третью (основную защитную) переборку ПМЗ навешивались дополнительно броневые плиты толщиной от 20 до 100 мм.

Схема бронирования большого крейсера типа «Сталинград»
Схема бронирования большого крейсера типа «Сталинград»

Впервые в отечественном судостроении на крейсерах проекта 82 предусматривалась трехслойная днищевая защита, выполненная по продольно-поперечной системе на протяжении цитадели. Её высота от наружной обшивки до третьего дна составляла 2250 мм. Наружная обшивка выполнялась из брони толщиной 20 мм, второе дно имело толщину 18 мм, а третье – 12...18 мм.

Четырехвальная главная энергетическая установка (четыре ГТЗА мощностью по 70 000 л.с. и 12 главных котлов паропроизводительностью по 110 т/ч), для того времени была самой мощной в мире. В США подобные ГЭУ стали применять на авианосцах типа «Kitti Hawk» и «John F. Kennedy», вступивших в строй только в 1960-х гг.

Строительство велось под личным кон­тролем И.В. Сталина и прекратилось сразу же после его кон­чины. Несмотря на жесткий и систематический надзор, как за ходом строительства крейсеров, так и за основными контрагентскими поставками для них, плановые задания не выполнялись, отставание от утвержденного графика достигло нескольких месяцев. Фактическая техническая готовность кораблей на 1 января 1953 года составляла 18,8 % и 7,5 % соответственно (вместо 42,9 % и 11,5 % по плану).

Демонстрационная модель большого крейсера «Сталинград» (ЦВММ С-Петербург)
Демонстрационная модель большого крейсера «Сталинград» (ЦВММ С-Петербург)

«Сталинград» 31 января 1951 года был заложен на заводе № 444 (стр. № 400), спущен на воду в 1953 году, но 26.6.1953 снят со строительства, исключен из состава ВМФ и впоследствии превращен в мишень для обеспече­ния испытаний противокорабельных ракет.

Цитадель тяжелого крейсера «Сталинград», превращенная в опытовый отсек-мишень для испытания новых образцов оружия.
Цитадель тяжелого крейсера «Сталинград», превращенная в опытовый отсек-мишень для испытания новых образцов оружия.

«Москва» заложен на заводе № 189 (стр. № 189) в сентябре 1952 года, но 11.4.1953 снят со строительства и исключен из состава ВМФ для демонтажа и разделки на металл. Готовые опорно-поворотные устройства орудийных башен главного калибра были использованы при строительстве антенных систем АДУ-1000 комплекса дальней космической связи «Плутон».

Антенна станции дальней космической связи «Плутон», смонтированная на поворотном устройстве орудийной башни ГК большого крейсера «Москва»
Антенна станции дальней космической связи «Плутон», смонтированная на поворотном устройстве орудийной башни ГК большого крейсера «Москва»

Крейсера проекта 82 не встретили особой поддержки со стороны командования флота. Новый военно-морской министр Николай Герасимович Кузнецов (1904–1974), предполагая в близкой перспективе появление у СССР управляемых противокорабельных ракет, так высказывал свое мнение о этом корабле: «Тяжелый, неясный корабль. Не видно, чтобы цель оправдывала средства. Очень дорогой корабль…»

Окончание следует.

См. также:

Проекты и реалии товарища Сталина.

Упущенный приоритет в деле создания авианосцев

Путеводитель по каналу «Кот-учёный». 2019-2020