Субъекты хозяйственной деятельности должны разрабатывать и утверждать ПЛА – план ликвидации аварий. Целью составления данного документа является подготовка персонала к непредвиденным аварийным ситуациям на производстве, организация действий работников предприятия на всех этапах развития чрезвычайного происшествия, организация мероприятий по предупреждению возникновения инцидентов.
Особенности составления ПЛА.
Согласно действующему законодательству, субъекты хозяйственной деятельности разрабатывают ПЛА для каждого объекта повышенной опасности, который они эксплуатируют или планируют эксплуатировать и согласовывают его с Ростехнадзором. Для потенциально опасных объектов (ПОО), ПЛАС утверждаются только руководителем предприятия.
ПЛА пересматривается каждые 5 лет, но в случае изменений в условиях деятельности субъекта хозяйственной деятельности, приводящих к необходимости изменения сведений, содержащихся в плане локализации и ликвидации аварий или внесении изменений в действующие положения или принятия новых нормативно-правовых актов, влияющих на содержание ПЛА, он может пересматриваться или уточняться до истечения его срока действия.
При разработке ПЛАС должны учитываться все уровни развития аварии, выявленные в результате анализа возможных опасностей, а также охвачены различные этапы определенного предприятия, такие, как пуск, работа, остановка и ремонт.
В ПЛАС нужно включить: анализ возможных причин возникновения аварий, сценарии их развития и прогнозируемый масштаб распространения, оценку имеющихся технических средств. При разработке субъектами хозяйственной деятельности ПЛАС, создается ПЛА, если он не противоречит актуальным законодательным актам.
Процедура паспортизации предприятий урегулирована Положением о паспортизации потенциально опасных объектов, утвержденным приказом МЧC. Форма паспорта потенциально опасного объекта должна соответствовать видам хозяйственной деятельности отдельного объекта (1НС - предприятие, 2НС - угольная шахта, 3НС - гидротехнический объект, 4нс - карьер, 5НС - автозаправочная станция, 6НС - сухопутный тоннель, 7НС - мост, виадук, мост, 8нс - железнодорожная станция, 9НС - магистральный трубопровод, 9аНС - ответвление от магистрального трубопровода).
Из чего состоит ПЛА?
План мероприятий по ликвидации и локализации аварий ПМЛЛА или ПЛАС, включает в себя основной раздел с общей информацией и специальные разделы. В специальный раздел входит ПЛА, являясь его обязательной частью.
План ликвидации аварий состоит из следующих частей:
- титульный лист, на котором указывают реквизиты компании, дату утвержденного документа и внесенные изменения;
- общие термины и определения, которые используются в плане;
- содержание с наименованием разделов документа;
- протекание аварийной ситуации в границах объекта исследования (уровень «А»);
- протекание аварийной ситуации вне границ объекта исследования (уровень «Б»);
- специальные приложения.
6 пункт ПЛА, где содержится основная информация, включают следующие данные:
- схема оповещения работников предприятия о возникновении ЧС;
- перечень подразделений компании, которые должны оповещаться в первую очередь;
- порядок остановки производственного процесса с отключением всех коммуникаций;
- алгоритм действий руководства предприятия по минимализации потерь от аварии;
- порядок ознакомления сотрудников предприятия с планом и график обучения персонала компании;
Существует ряд случаев, когда в документ необходимо внести коррективы:
- введено новое технологическое оборудование предприятии;
- изменилось метрологическое и техническое обеспечение промышленного объекта;
- изменилась автоматизированная система управления технологическим процессом.
Откорректировать ПЛА необходимо не позже чем через 1 месяц после указанных изменений.
Ответственность за отсутствие ПЛА на предприятии.
Отсутствие плана ликвидации аварий на предприятии, либо составление ПЛА без соблюдения установленных требований, влечет за собой санкции со стороны контролирующих органов в виде штрафа:
- от 20 до 30 тысяч рублей – для ответственных лиц с возможностью отстранения от должности на 12 месяцев;
- от 200 до 300 тысяч рублей – для организации, где выявлены нарушения, с возможностью полной остановки деятельности предприятия на срок до 90 дней.
Почему обратится в центр «Стандарт» выгодно?
Составление технической документации по обеспечению безопасной работы предприятия является сложным заданием, требующим особой подготовки специалистов, должно учитывать актуальные изменения законодательства. Не все предприятия с небольшой численностью персонала, содержат в своем штате специалистов – экологов, которые выполняют обязанности по оформлению документов экологической безопасности и охраны труда на предприятии. В таком случае, наиболее оптимальным выходом из ситуации является обращение в специализированный центр для выполнения работы на аутсорсинг.
Обратившись к услугам специалистов из центра «Стандарт», предприятие получит множество выгод:
- составление ПЛА будет выполнено качественно и в срок, так как специалисты центра имеют огромный опыт работы оформления подобной документации;
- заказав услуги в центре «Стандарт», вы получите гарантии правильности составления документа, так как компания дорожит своей репутацией, и при возникновении сложности при сдаче документа в Ростехнадзор, всегда окажет необходимую помощь;
- услуги центра обойдутся предприятию намного дешевле, чем оплата работы штатного специалиста, что позволяет сэкономить не только время, но и денежные средства заказчика.