Режиссер - Дэвид Финчер. 1999
Жанр – психологический триллер.
Роберт Полсон, инспектор по техническим неполадкам автомобилей, приводящим к авариям с жертвами, живет обычной жизнью потребителя. Но в его жизнь внезапно вмешиваются некие силы, которые заставляют его по-иному взглянуть на свои желания. Его мучает бессонница. Психоаналитик советует ему ходить на тренинги – в группы встреч, чтобы общаться с людьми, у которых все, действительно, совсем плохо, и поплакать вместе с ними.
На некоторое время это помогает. Но он заглядывает в бездну собственного бессознательного, и бессонница возвращается снова. Нужно или договариваться с бессознательными влечениями, или им поддаться. Что в фильме и происходит.
По большому счету, фильм посвящен внутренней борьбе личности Роберта с его субличностями – Тайлером Дёрденом и Марлой Сингер.
В какой-то мере эта борьба напоминает диссоциативное расстройство при шизофрении (раздвоение личности), если бы не осознание главным героем персонажей, на которых перенесены базовые бессознательные влечения: влечение к жизни (Марла) и влечение к смерти (Тайлер). Вот с этими-то воплощениями влечений Роберт и будет разбираться в течение фильма.
Главная проблема Роберта – он не понимает, что Тайлер и Марла – это он сам, что их, что их не существует (как не существовало и тигра в лодке для мальчика Пи – фильм «Жизнь Пи»).
Первой появляется Марла. Она – симулянтка, как и Роберт, то есть, не альтер-эго, как Тайлер, а как эго-компаньон. Несколько раз она врывается в жизнь Роберта, мешая ему, а затем исчезает. С ней он как-то договаривается, но не теряет из вида.
Появление Тайлера в самолете означает начало поглощения личности Роберта. Тайлер сразу задает вопросы, которые Роберт не решатся задать себе: зачем так жить, как зверь в клетке? Может ли человек стать свободным? И тут идея свободы выползает из бессознательного в искаженном виде вместе с ее носителем – Тайлером.
Тайлер окунает Роберта в грязь и вонь его сущности, заставляет принять свою «тень», всмотреться в то, чем он боялся быть, что отрицал в себе, выводил за скобки своего потребительского существования.
Когда Тайлер исчезает, Роберт начинает беспокоиться. Во что бы то ни стало нужно найти партнера по бойцовскому клубу, где мужчины дерутся, получая наслаждение от удовлетворения стремления к смерти. Роберту нужен Тайлер, потому что кто-то должен нести ответственность за все, что происходит с бойцовским клубом, за вандализм, который этот клуб несет в мир по всей стране. Роберт принял желания и концепцию, а вот ответственность – нет.
И вот он узнает, что Тайлер – он сам. Первая реакция – отрицание, как у нашкодившего ребенка. Он хочет хотя бы спасти Марлу, но она не может уехать, потому что она - анима – составная, женская часть его личности.
В заключительных сценах Роберт наблюдает разрушение города. Что это? Крушение надежд? Катарсис? Это напоминает противостояние человека миру, в котором он может победить, только разрушив всё, а затем оплакивать утрату.
Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк!
Подписывайтесь на мой канал, и вы узнаете много интересного!