Найти тему
OxArs

Тонкости объёма, тень и свет в работе.

Оглавление

Доброго времени суток, господа и дамы! (ง ͠° ͟ل͜ ͡°)ง С Вами снова Оксана, и я хотела бы поделиться с Вами своими знаниями о светотени.

Светотень – это основа любого рисунка. Как правило самая первая тема для изучения это светотень, нельзя передать атмосферу глубину картины без неё. Будь то реалистичная картина или мультипликация, игра света и теней является самой важной, самой завораживающей. Я хотела бы поделиться в этой статье с Вами о нескольких главных принципах построения света и тени. Для начала посмотрим из чего же состоит светотень.
(o˘◡˘o)

Светотень:

  1. блик - самое светлое место
  2. свет
  3. падающая и собственная тени
  4. полутон
  5. рефлекс - отражение света от других поверхностей
На примерах можно увидеть что свет и тень это плавные переходы от одного к другому, за исключением падающей тени. Конечно всё строго зависит от геометрии объекта, но если у Вас есть цель создать иллюстрацию нежной и воздушной, старайтесь делать переходы мягче.

(づ ̄ ³ ̄)づ

-2

5 принципов светотени:

I. Определить источник света и его направление.

В ходе работы, при наращивании объёма, очень просто забыть о направлении света и его отдаленности, начать рисовать тень там, где её быть не должно, и тем самым ломать анатомию (в случае человека). Вот несколько способов чтобы не совершать ошибки:

-3

1. Наметить на самой работе где будет свет и его направление (стрелочкой, конусом и т.д.).

-4

2. Найти как можно больше референсов с тем освещением которое Вам необходимо.

Много полезных референсов можно найти здесь.

3. Воспользоваться 3D редакторами. Именно 3D редакторы позволят Вам понять как падает тень при той позе персонажа, которая Вам необходима. Так же, во всех редакторах есть примитивы, которые послужат Вам "набросками" окружения.
(ノ◕ヮ◕)ノ*:・゚

Для фотографов, я уверена, 3D редакторы тоже могут быть полезными в создании композиции, постановке света и создании нужной атмосферы.

Здесь вы можете зайти на сайт, покрутить гипсовую голову.

Что касается 3D редакторов, рекомендую попробовать
SketchUp (можно сказать что это Pait от мира 3D), ZBrush (отличный редактор для моделирование органики), Blender (хороший редактор для сбора сцен, а ещё он очень прост в использовании, и не только в 3D), Daz studio (простой редактор позволяющий поставить персонажа в нужную позу).

II. В рисовании всегда используйте референсы.

Не обязательно полностью повторять референс, главное наметить основу светотени мазками и пятнами. Определите самые светлые и самые темные тона, затем найдите два-три тона, которые встречаются чаще других. Интересное видео для Вас здесь.
໒( ͡ᵔ ▾ ͡ᵔ )७

-7

III. Используйте образец.

В любой из своих работ, старайтесь как можно чаще использовать образец, будь то круг, цилиндр или квадрат. Это поможет Вам всегда вспоминать как свет падает на фигуру.
╰༼✪ᗜ✪༽╯

IV. Управляйте светом создавая атмосферу.

Управляя положением источника света, всегда можно создать ту атмосферу, которая Вам необходима. Для большинства людей верхний источник света, например солнце, будет более привычен для глаза. Если источник света находится под объектом или персонажем, атмосфера становится интригующей, манящей или пугающей. Перед началом работы, когда у Вас в голове есть только идея, подумайте над тем какие чувства будет испытывать зритель.
┌( ಠ_ಠ)┘

V. Теплый свет - холодная тень и наоборот.

Если мы изображаем на картине солнечный свет в безоблачный день, то в тени могут присутствовать теплые оттенки, так как дневной свет чаще всего бывает белого, голубоватого или лимонного оттенка и считается холодным светом. На восходе и закате солнечный свет, как правило, теплый – ярко желтый или оранжевый, поэтому в тени появляются холодные синеватые и голубоватые оттенки.

В собственной тени предмета мы можем увидеть оттенки его противоположного цвета, находящиеся на цветовом кругу. Например, вы рисуете натюрморт с красным яблоком, дополнительным цветом для красного будет зеленый цвет. Именно поэтому в тенях вы сможете наблюдать оттенки зеленого.

( ͡° ͜ʖ ͡°)

Теперь можно подвести итог ^ↀᴥↀ^

  • Светотень играет в картине огромную роль, тренируйте свою намеренность, используйте референсы.
  • Светотенью можно легко направить взгляд зрителя по картине, создать атмосферу, она не такая страшная как о ней говорят.
Делайте как можно больше объемных набросков пятнами, чтобы Ваш глаз привык к объёмам. Выходите за рамки своей зоны комфорта, играйте с положением освещения.

"Я — результат собственных решений" ᕦ(ò_óˇ)ᕤ

Не забудьте поставить лайк :3