Приветствую на канале, граждане! В прошлой статье мы обнаружили вражескую эскадру, поднявшись высоко в небо на биплане Форман, помните? Ну да, запаниковали и заручившись форой по времени начали пытаться разобраться, что же делать в таких случаях. Как поразить наглого англосакса имеющейся в распоряжении ПКР, на таком большом расстоянии?
Современные ПКР, как, впрочем, и многие другие типы ракет, имеют достаточно навороченную начинку, занимающуюся навигацией или управлением полетом ракеты по направлению к цели.
Обобщенно, это можно назвать головкой самонаведения –ГСН. Не будем лезть в физические принципы работы некоторых узлов, а просто заявим о том, что в ГСН есть датчики, которые могут иметь непосредственный контакт с целью на расстоянии, определяемом чувствительностью этих датчиков. Цель при этом, должна находится в поле зрения этих датчиков, определяемом вертикальным и горизонтальным углами.
Именно эти сенсоры и выручили нас в первых двух случаях, направив рули ракет в боковую проекцию флагмана неприятельской эскадры. Чувствительность ГСН может быть от единиц до 10-ков км., в зависимости от физического принципа и площади отражающей поверхности цели. Т.е., если не жевать сопли, то можно сразу сказать, что для поражения противника, находящегося на удалении 50 км, (грубо) и дальше, необходимо доставить ракету точно в район нахождения цели, когда ГСН сможет самостоятельно выполнить захват, принять управление ракетой на себя и поразить цель. Вот после этого, можно взять в руки мегафон и гордо прокричать капитану мателота потопленного флагмана: Ваша карта бита сэр Джон!!!
Таким образом, какая бы не была по крутости ракета, Оникс, Циркон или Калибр, если нет возможности доставить ее к цели – грош ей цена.
Давайте разбираться дальше.
После того, как ракета покинула носитель, в дело включается один из сложнейших компонентов ГСН- инерциальная, навигационная система наведения (ИНС). Именно она ведет ракету в район, где чувствительные глаза ГСН смогут, увидев цель и уверенно взять власть в свои руки. Состоит эта «шайтан машина» из кучи гироскопов, акселерометров и прочих лазарей. Система достаточно точно фиксирует свое положение в пространстве, пройденный путь и т.д., сверяя и корректируя курс при необходимости с внешними ориентирами, электронными картами, рельефом местности, сигналами ГЛОНАС\GPS. Ну вот и всё, понятно, да? Это только кажется. Проблемы только начинаются. ИНС, сама по себе не знает куда лететь ракете. Где находится супостат? Океан большой.
Наша гордость, надежа и опора в виде Цирконов, Калибров и Ониксов, имеет боевую ценность только в случае выдачи им информации о местоположении цели. Желательно с максимальной точностью и в нужном формате. Информация о положении цели загружается в мозги ракеты и используется ИНС для доставки ракеты в район уверенного захвата ГСН. В простонародье, эта вся фигня, называется данными целеуказания.
Вот теперь, получив кучу секретнейших сведений, можно заняться сушкой сухарей, так как летая на задрипаном Фармане, вы не сможете связаться с пусковым комплексом и передать данные о неприятеле в нужном формате для запуска ракеты. Для этого, граждане, используются специальные авиационные средства, спутниковые группировки, оборудование, и, соответственно, специально обученные люди. Для получения данных целеуказания, вам лучше обратиться к вышестоящему руководству в целях предоставления доступа к спутниковой группировке «Лиана» или передачи в распоряжение самолета ДРЛО. Вертолет не предлагать – дальность не подходит. Надо очень четко представлять, что данные целеуказания, для морских, движущихся объектов, очень быстро теряют актуальность. Современные броненосцы и канонерские лодки ходят со скоростью до 30 у3лов и когда приспичит, постоянно, куда нить сворачивают. Поэтому, для уверенного противодействия противнику, данные должны обновляться с частотой, достаточной для применения ПКР. Иногда применяется и постоянная «подсветка» цели самолетами ДРЛО. В целях разведки и выдачи данных целеуказания, в Советский период, использовалась спутниковая система «Легенда» и достаточное количество специальных самолетов. Говорят, что «Легенда» даже иногда работала. Всё течет и меняется. Как приемник СССР, Россия унаследовала, выработавший ресурс, авиационный хлам, а «Легенда» приказала долго жить. В настоящее время у нас около 20 штук старых самолетов ДРЛО А 50 и А 50У требующих модернизации и давно собирающихся на пенсию.
Есть некоторое количество самолетов ПЛО Ту 142, имеющих возможность давать целеуказание. Спутниковая Группировка «Лиана», заменившая «Легенду», имея неполный состав спутников, может выдать разведданные пару раз в сутки. Что для динамически меняющейся обстановки совершенно не катит. Для стационарных объектов возможно и пойдет. Для сравнения, могу сказать, что в США авиационный парк ДРЛО составляет многие сотни бортов разных типов и характеристик. Их спутниковым системами не интересовался. Учитывая, что самолеты ДРЛО должны непрерывно, десятками дежурить в небе страны, контролируя оперативную обстановку на всех потенциальных ТВД, можно сказать, что ракеты Циркон, Калибр, Оникс и т.д нам нужны только для рекламы могущества, а не для реальной обороны. Учитывая, что возможности разведки А50 распространяются, примерно, на 400 км, то и вообще… не совсем понятно. Длинные руки АУГ достают на расстоянии от 600 км и выше. Может, конечно, минобороны имеет какие-то секретные средства. Поэтому, граждане, наши ракеты хороши, но пригодятся только для таких «обкуренных» провокаторов типа эсминца «Дефендер», нарушившего Российские территориальные воды у берегов Крыма.