Запуск на орбиту одного из самых богатых людей на земле может оказаться слишком большим риском для страховщиков, которые не готовы платить за гибель Jeff Bezos или его попутчиков
Основатель и руководитель Amazon Jeff Bezos, всю жизнь увлеченный космосом, давно соперничает с Elon Musk и Richard Branson за право стать первым миллиардером, покинувшим пределы земной атмосферы.
И хотя страховые компании хорошо известны тем, что предлагают страхование даже от самых необычных рисков, аварии в космосе еще не входили в их число.
«Космический туризм - это значительный риск, но вопрос пока мало заботит страховщиков, потому что в космосе люди бывают редко», - сказал представитель Института информации страхования Michael Barry.
Рынок страхования ракет и спутников составляет почти $500 миллионов, но нет никаких юридических требований для такой компании как Blue Origin по страхованию космических туристов от травм или смерти.
«Нам не известно о случае, когда были бы застрахованы космические пассажиры», - сказал нашему изданию Neil Stevens, старший вице-президент по авиации и космосу крупнейшего в мире страхового брокера Marsh.
Если предположить, что они, как и планировалось взлетят в июле, Jeff Bezos и начинающие космонавты не только проведут на Blue Origin New Shepard несколько минут на высоте 100 км над землей в капсуле размером с грузовик, но и вернутся назад.
Единственная группа, которая с 1960-х годов регулярно выводила пилотируемые корабли на суборбитальные орбиты — это Virgin Galactic Richard Branson. Все участники прошли испытания, была лишь одна неудача в 2014 году, которая привела к смерти. По данным Seradata SpaceTrak, на 10 июня 2021 года Blue Origin совершила 15 успешных беспилотных суборбитальных полетов.
Bezos, Blue Origin и Virgin Galactic не ответили на запросы Reuters о их планах по страхованию и деталям полетов.
Различные риски
Кроме отсутствия страховки в космосе пока не появилось ничего нового.
NASA как правило, не покупают страхование ответственности, поскольку запуски, организованные государством, в основном застрахованы бюджетными деньгами, сказал Richard Parker из компании Assure Space, которая является космическим подразделением страховщика AmTrust Financial.
Астронавты NASA участвуют в государственных программах страхования жизни, сообщил нашему изданию представитель NASA по электронной почте.
Безос собирается лететь
Charles Wetton, менеджер по страхованию компании Global Aerospace сказал, что астронавты, посылаемые в космос государством, тренируются долгие годы и перед стартом проходят тщательный отбор с учетом их знаний, опыта и физического состояния.
«Они и их близкие осознают риск выполняемой ими работы, - сказал Charles Wetton.
Но космические туристы могут иметь всего несколько дней подготовки к суборбитальному полету или несколько месяцев для визита на Международную космическую станцию. Это два очень разных вида рисков, которые страховщикам необходимо будет принять к сведению».
На своем веб-сайте Blue Origin сообщает, что пассажир суборбитального полета пройдет обучение за день до старта, включая обзоры миссии и летательного аппарата, лекцию по безопасности и инструкции по действиям в полете.
Virgin Galactic сообщила, что ее участники будут иметь три дня на обучение и подготовку перед запуском.
Страховщики ожидают от компаний, занимающихся космическими путешествиями, отказов от страхования, заявив, что они в таком случае они не будут нести никакого бремени в случае смерти пассажира во время полета.
NASA призвало отрасль откликнуться на ее требования относительно системы ответственности для частных миссий на МКС. NASA считает обязательным приобретение страховки частными астронавтами.
Возможно время еще не настало, но покрытие для космических туристов может стать следующим шагом, сказал Tim Rush, старший вице-президент страхового брокера Gallagher.
«Единственное действующее в настоящее время обязательное страхование для коммерческих космических операторов - это ответственность перед третьими сторонами, главным образом для покрытия имущественного ущерба летящему самолету или на земле», - сказала Akiko Hama, исполнительный директор Global Aerospace.
Blue Origin планирует запустить свой шестиместный космолет 20 июля и четыре минуты находиться за границей между атмосферой Земли и космосом, где пассажиры испытают полную невесомость.
Вопрос на миллион
Ключевой вопрос, как будет развиваться новое направление в туризме, заключается в том, подпадают ли связанные с этим риски под космическое или авиационное страхование, сообщили Reuters страховщики.
По их словам, Договор ООН по космосу и Конвенция об ответственности 1972 года полностью регулируют деятельность в космосе, и очень немногие страны имеют право для коммерческих полетов человека в космос.
Первый в истории полис авиационного страхования был оформлен на лондонском рынке страхования Lloyd в 1911 году. Несколько лет спустя там же был застрахован Charles Lindbergh и его одномоторный самолет на $18 тысяч на беспосадочный перелет из Северной Америки в Европу.
По словам Neil Stevens из Marsh, космические полеты это другое, потому что пассажиры возвращаются в то же место, где они стартовали, что технически делает это внутренним путешествием, к которому нельзя применить международное авиационное страхование. А это означает, что будут отсутствовать ограничения ответственности.
«Рынок авиационного страхования не рвется взять на себя риски, связанные с космическими путешествиям», - сказал он, добавив, что подпадают ли космические поездки под авиационную или космическую страховку - это «вопрос на миллион долларов».
Хотя при авиаперелетах устанавливается ответственность перевозчиков в случае смерти пассажиров, Neil Stevens сказал, что пока ему не известно о планах введения аналогичных правил для космического туризма.
Однако Charles Wetton сказал, что Global Aerospace уже получает запросы от компаний о суборбитальных полетах.
«Возможно через 10 лет два направления, авиация и космические полеты, будут очень похожи», - сказал Richard Parker из Assure Space.
«И где-то в Аризоне законодатели скажут: смотрите, у нас теперь есть обычные американцы, летающие на этих ракетах, и нам необходимо их защищать», - добавил Richard.
Источник: Reuters
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу
Читайте еще на канале