Актер, кинорежиссер, автор-исполнитель — все это уроженец села Федоровка Каменского района Николай Фомин. Мы застали Николая Васильевича на его даче на станции Студенец, что в трех километрах от Федоровки. И получили уникальный шанс записать его устные воспоминания.
Ивашов не смог сдержать слез
«Я только заканчивал снимать комедию «Очаровательные пришельцы», как ко мне приходят ребята из Космического центра и объявляют: «У нас есть деньги на картину по твоему сценарию! Приступай к съемкам фильма «Русские братья»! — рассказывает Николай Васильевич. — Самое начало 1990-х. Денег на кино не выделяется, новые картины почти не снимают, а тут все для меня! Естественно, я запустил съемки.
Под Панкратова-Черного сразу была написана роль. Спрашиваю его: «Кто может сыграть казачку, у которой ты стоишь на постое?» — «Да Нинка Русланова! Я позвоню ей, езжай, поговори. Только возьми с собой бутылку водки». Приезжаю к Руслановой, протягиваю ей сценарий, она говорит: «Коленька, не надо мне сценарий. Мы сейчас с тобой поговорим, если ты мне понравишься, то я без всяких сценариев у тебя сыграю».
В итоге так и сыграла. Глузский у меня играл старика и... подружился с моей мамой, поскольку мы два месяца снимали именно в этих местах. С мамой моей, кстати, близко сошлась и Нина Русланова. Мы шашлыки жарим, а они сидят на завалинке, что-то свое обсуждают. Братья Торсуевы (известные как Сыроежкин и Электроник из фильма «Приключения Электроника») сыграли у меня также братьев, но один беглого зэка, а второй военнослужащего внутренних войск.
На роль белогвардейского офицера был утвержден Александр Белявский. Но он приболел, и я его заменил Владимиром Ивашовым. Тем самым, что стал знаменит после фильма «Баллада о солдате». Ивашов приехал на следующий день, а мы в это время все в пруду купаемся. Он с ходу запрыгивает на лошадь и делает «свечу», ставит ее на дыбы.
Как вскоре выяснилось, он родом из Знаменки Башмаковского района. Панкратов-Черный попросил у меня машину, чтобы съездить с Ивашовым по его просьбе в Знаменку. Сашка потом рассказывал: остановились они у околицы, Ивашов вышел из машины, стоит и плачет. Так и не зашел в деревню.
Для Володи Ивашова этот фильм стал глотком воздуха. У него ведь и денег тогда не было, он вынужден был то грузчиком работать, то обувью торговать. После съемок, как вернулись в Москву, он меня пригласил к себе на работу. Я нашел его на оптовом складе обуви на юго-западе Москвы. Он сидит, торгует обувью, а сзади афиша фильма «Баллада о солдате». Последний на сегодня свой полнометражный игровой фильм я снял в 2008 году, он называется «Амнистия от Президента».
Там по сценарию хор Турецкого появляется в разных ипостасях, а сам Михаил Турецкий сыграл начальника колонии. После выхода фильма на экраны как-то встречаю Кобзона, и он с восторгом заявляет: «Как тебе удалось одеть евреев в зэковскую форму и снять их в «Матросской тишине»? А они у меня действительно в одном моменте изображали зэков, поющих «Вот голуби летят над нашей зоной».
Я отшутился: «Мне Турецкий предлагал Дом культуры, но я отказался, сказал, что в тюрьме вы по-другому запоете».
В планах — фильм про разведчика
«Сейчас ежедневно с 12 часов дня до 6 вечера я занимаюсь составлением монтажных листов своего документально-игрового фильма «На крыльях победы», — продолжает Николай Фомин. — Это очень кропотливая и трудоемкая работа. Каждый кадр, каждое слово протоколируются.
Фильм рассказывает о летчике, Герое Советского Союза Александре Котове. На его счету 256 боевых вылетов и 16 сбитых самолетов врага. Началось же все с того, что однажды я приехал к своему другу в Наровчат, а тот говорит, мол, тут недалеко, в селе Троицк Ковылкинского района, живет прославленный летчик, ветеран Великой Отечественной.
Ну, мы с ним, недолго думая, решили съездить к этому ветерану в гости. Оказалось, что Александр Григорьевич дружил с Василием Сталиным, их койки в Качинском летном училище стояли рядом. Я Котова последний раз снял на камеру в канун 9 мая 2005 года, и он вскоре ушел из жизни.
Мы тогда дружили с главой Мордовии Николаем Меркушкиным, и, когда он пригласил меня на день рождения своей мамы, чтобы я там исполнил несколько своих песен, я, воспользовавшись случаем, по ходу застолья попросил у него профинансировать этот фильм. Меркушкин заявил, что даст команду выделить деньги. Вот только министр культуры Мордовии сказал, что денег у него нет, в итоге тогда так ничего и не выгорело.
Прошли годы, и однажды я показал отснятый материал знакомому монтажеру. Тот посмотрел и предложил все-таки сделать фильм. Наскребли, можно сказать, по сусекам необходимую сумму, помогло и Министерство обороны, в общем, за полтора года мы фильм сделали. В игровых сценах заняты непрофессиональные актеры.
Главного героя вообще сыграл 11-классник, в одном из эпизодов задействован и мой младший сын. Возможно, при участии Минобороны мы начнем снимать и художественную картину, посвященную разведчику Льву Бреннеру, действовавшему в тылу у немцев под псевдонимом Леонид Дубровский.
Кстати, я познакомился с его связной. Мы с ней в район Луганска ездили, где все происходило, она там так разволновалась, что, когда вернулась, умерла. А связной она стала, потому что Бреннер выкупил ее вместе с маленькой дочкой за литр самогона, когда их угоняли в Германию. Кстати, та девочка впоследствии стала начальником аптечного управления Москвы и, когда моя мама тяжело болела, помогала доставать редкие препараты.
Я этот сценарий по книге Генриха Гофмана и по архивам КГБ писал 25 лет. Как-то Гофман мне сказал: «Хочешь узнать, из-за кого Бреннера расстреляли? Возьми в Ленинской библиотеке газету «Красная звезда» за 1975 год, поищи статью «Предатель Родины», там и будет разгадка». Я так и сделал, мне нашли эту газету, и в статье я читаю, что предателем оказался некто Александр Иванович Потемин, как раз в то время над ним шел суд. Но что самое интересное, родом он оказался из села Андреевка Головинщинского района Пензенской области. И такие земляки, к сожалению, у нас были...»