Гномы Средиземья всегда славились своим пристрастием к драгоценностям. Добывая в недрах гор полезные минералы, они постоянно натыкались на самые разные самоцветы, бриллианты и прочие сокровища, среди которых особо выделялся Аркенстон. Конечно, никто не будет спорить, что самым знаменитым артефактом в произведениях Толкина является Кольцо Всевластья, но Камню Королей также было уделено много внимания, в частности в трилогии "Хоббит".
Так, какую роль выполнял Аркенстон? Имел ли он какую-то волшебную силу или являлся исключительно символом власти? Давайте разбираться.
Итак, в 3-ю Эпоху Средиземья гномы Кхазад Дума были вынуждены оставить насиженные места из-за Балрога, после чего народ рассеялся по землям и основал новые государства. Группа под предводительством Траина Первого направилась к Железным Холмам, где в будущем будет заложена основа подгорного королевства Эребор.
Правителем страны ожидаемо стал Траин, но вместо того, чтобы заняться налаживанием связей с соседями, гномы Железных Холмов принялись копать. Они копали вглубь, все дальше продвигаясь к сердцу горы, как будто оно манило их неведомой силой. И в один момент труды землекопов были вознаграждены, они отыскали сияющий самоцвет, который по красоте превосходил все, что старатели добывали до этого.
Камень получил имя Сердце горы, в произведениях Толкина он был представлен в виде круглого самоцвета с четкими гранями размером примерно с детскую голову. В фильмах же Джексон показал его в виде овального камня без четких граней, который был вмонтирован в стену над троном Короля-под-горой.
Что касается дальнейшей истории Аркенстона, то она всем нам известна - Торин вместе с гномами и Бильбо прибыл в Одинокую гору, чтобы отвоевать королевство у дракона Смауга. Того, кстати, камень также манил к себе некой силой, но никакой конкретной причины столь сильного влечения (и конечной цели, которую хотел достичь дракон, получив в руки драгоценность), ни Толкин, ни Джексон нам не показали.
Торин не раз говорил товарищам, что именно обладание Аркенстоном делает его истинным правителем Эребора. Он был готов за него убить кого угодно, даже собственных друзей, если они попытаются утаить от него древнее сокровище.
Если пронаблюдать последствия, которые преследовали гномов после обнаружения Аркенстона, то тут можно смело утверждать, что от камня было больше проблем, чем пользы. Он одним своим существованием сеял раздор и смуту среди некогда сплоченного народа, ради него брат шел на брата, а в душе смертного существа пробуждались худшие мотивы.
К слову, некоторые фанаты произведений Толкина частенько путают Аркенстон с Сильмариллами, созданными Феанором. Дескать, они также источали собственный свет и являлись, в прямом смысле "камнями преткновения", однако сам профессор оспаривал такое утверждение. Во-первых, Сильмариллы нельзя было повредить, а Аркенстон имел четкие грани, что свидетельствует о том, что на него физические все таки воздействовали. Во-вторых, никакие смертные, по словам Толкина, не были способны удержать великие эльфийские сокровища в руках, а Аркенстон вполне себе удобно покоился в ладонях гнома и хоббита.
Подводя итог, можно сказать, что мы так и не узнали, какой истинной силой обладал Аркенстон, и почему он был так важен для гномов и Смауга. Возможно, он представлял собой своеобразное испытание, посланное Эру Илуватаром подгорному народу. Торин смог преодолеть свою гордыню и тщеславие, после чего король Эребора смог встретить достойный конец.
Аркенстон был похоронен вместе с ним, и больше ни один гномий правитель не пытался вернуть его, достав из могилы.