Найти в Дзене
Хохлов Сабатовский

Как настроить стедикам?

Оглавление

Собрать стедик — это полбеды. Нужно его ещё правильно настроить.

Так что давай разберёмся в физике стедикама и научимся его правильно настраивать, дабы при съёмке ты получал от него лишь одно удовольствие.

Что я должен знать о стедикаме?

Стедикам — это механическая конструкция. В основе её работы лежит чистая физика. Поэтому нужно понимать сам принцип работы.

Подготоваливаем камеру

Для начала полностью навесь на камеру все комплектующие.

Правило №1: закрепляй на пост камеру в полном обвесе. В ней уже должны быть батарея, карты памяти и т.д. Любой плюс или минус груз влияет на настройку стедикама.
-2

Далее поставь камеру на какую-нибудь штангу. Тебе нужно постараться найти центр тяжести — место, в котором камера будет балансировать. Можешь даже это место чем-нибудь пометить.

Затем можешь крепить площадку стедикама. Середина последней должна проходить через центр тяжести камеры.

Не забывай ещё и про центровку по весу с боков.

Правило №2: центр площадки должен быть под центром тяжести камеры.

Настраиваем статический баланс

Сохранение положения в пространстве идёт за счёт баланса между основными составляющими стедикама.

Пантограф
Пантограф

Пантограф или рука. Это система пружин, которая гасит любую вибрацию твоих движений. Эта вещь коннектит твой жилет и пост через карданный подвес или гимбл.

Карданный подвес
Карданный подвес

Последний обладает низким трением и обеспечивает возможность плавных движений в трёх осях. От подвеса может отходить ручка, за которую ты держишься. Либо он крепится прямо к пантографу.

Пост — специальный кронштейн, на одном конце которого крепится камера, а на другом — монитор и аккумы. Всё это должно находиться в равновесии.

Пост
Пост

Далее разберёмся с низом стедикама. Как только ты закрепил камеру с полным обвесом, нужно посмотреть как это дело работает.

Стедикам может заваливаться. Это значит, что какая-то из частей тяжелее другой.

Правило №3: уравновесь верх и низ стедикама.

Сделать это можно несколькими способами:

  1. Навесить грузов (монитор + аккумы);
  2. Опустить штангу;
  3. Отодвинуть площадку с камерой. Тут принцип простой: кренится влево — сдвигаешь вправо; кренится вперёд — сдвигаешь назад и т.д.
  4. Сместить грузы. Тут по аналогии с пунктом 3. Смотришь куда наклоняется стедик и сдвигаешь нужный груз в противоположную сторону.
Площадка
Площадка

Можешь применять эти способы в совокупности. Главное — достичь статического баланса: стедик не должен крениться в какую-то из сторон.

Система грузов
Система грузов

Стоит ровно? Отлично. А теперь попробуй сдвинуть стабилизатор куда-либо. Заметил, что верх или низ летят вперёд или отстают? Такого тоже быть не должно.

Правило №4: время падения камеры из любого положения — 2 секунды.

Разверни стедик горизонтально и посмотри за сколько секунд он возвращается в вертикальное положение. Если стедикам опускается слишком быстро, то нужно уменьшить вес. Для это достаточно просто укоротить штангу. Теперь попробуй снова подвигать стедикам.

В результате стабилизатор при любом движении должен сохранять вертикальное положение.

Настраиваем динамический баланс

В теории

Вроде, всё супер и твоя камера отлично сохраняет вертикальное положение. Но при вращении ты можешь заметить, как она описывает круги вместо движения вокруг оси. Это сигнал о кривом динамическом балансе.

Такое происходит из-за разных уровней между аккумуляторами и монитором. Если бы они были на одном уровне, то проблем бы не было. Но в работе это не практично. Поэтому обычно батареи ниже монитора: тебе и смотреть удобно, и не обо что не бьёшься.

Ситуация была бы безвыходной, если бы не было камеры. Она-то и уравновешивает монитор с аккумами.

Представь круг: сверху камера, а внизу по обе стороны аккумуляторы с монитором. Теперь двигай это против часовой стрелки и ты получишь схему настройки динамического баланса.

Правило №5: перемещай элементы по "правилу круга".

На практике

Меняй положение трёх масс: камеры, монитора и аккумулятора. Если хочешь поднять монитор, то сдвигай аккумуляторы ближе к центру, а камеру наоборот — дальше от него.

Тут нет другого выхода, кроме подбора. После каждых изменений вращай стедикам и смотри: стало лучше или хуже.

  • Лучше — отлично. Ты завершил настройку стедикама.
  • Хуже — возвращай прежнее положение элементов и продолжай настройку дальше.

Вопросы и ответы

Что делать, если во время съёмки мне нужно поменять объектив или батарею?

До закрепления камеры на площадку стедикама отметь центр тяжести с каждым из возможных элементов. Тогда тебе не нужно будет проходить через всю настройку заново. Ты подстроишь площадку под "новый" центр тяжести камеры и померишь время возврата. Если статически баланс начнёт хромать, то просто сместишь кардановый подвес.

Какой стедикам мне брать?

Это тема для отдельного поста. Но основной критерий — вес. Чем легче стедик, тем сложнее будет с ним управляться. Вес стабилизатора гасит его инертность: баланс не рушиться от малейшего прикосновения.

Как мне обращаться со стедикамом во время съёмки?

Если твой стедик ручной, то старайся одной рукой держаться за ручку от гимбла, а другой — за область рядом с подвесом. Тогда для перемещения стедика тебе потребуется прикладывать меньше сил. Да и возможность сбить баланс тоже мала (но она есть).

Ходьба — отдельная тема. Лучше снимать проводку, ходя на согнутых коленях и наступая с пятки на мысок, если идёшь вперёд. Если назад — наоборот.

Да, стедик гасит тряску, но не настолько, чтобы ходить с ним обычным шагом. Так что плавность движений зависит ещё и от тебя.

Нужен ли мне стедикам?

В зависимости от запросов и целей съёмки. Если понимаешь, что можешь снять с рук — снимай с рук. Стедикам не обязательно применять везде. Он нужен при съёмке плавной проводки или длинных кадров. Даже плавность кадра создаёт определённое настроение. Так что хорошо подумай какое настроение будет у твоего ролика.