Да, но что делать тогда тем студентам, которые оказались в ситуации "вынужденного присутствия"? Ходить на лекции "по философии" их обязывает деканат. Хотя внутренне для них философия не актуальна. Просто время не пришло (может в "другой жизни" придет).
Ну и для тех, кто первый раз на моем канале. Меня зовут Игорь. Я доктор философии. Реализовал свое (с супругой) желание переехать. Сейчас живу у моря. Плаваю, медитирую, бегаю. Общение с заинтересованными людьми сместилось в интернет. Здесь провожу вебинары, прямые трансляции и сессии. Помогаю тем, кто хотел бы жить так, как хочется, используя арсенал практической философии (да и не только философии).
Иначе говоря, есть люди готовые для философии, а есть те, кому сейчас не нужно читать философские книжки и слушать лекции "по философии". Кстати, готов не готов нельзя узнать заранее. И со стороны никто не подскажет. Только сам.
По большому счету, обязательное преподавание философии нужно отменить. Присутствие философии как обязательной дисциплины — скорее всего рудимент идеологии в ВУЗ-е. Рано или поздно ее там не будет.
Мераб Мамардашвили в одном из своих интервью говорит: "Но у философии есть своя природа. Природа философии такова, что невозможно (и, более того, должно быть запрещено) обязательное преподавание философии будущим химикам, физикам, инженерам в высших учебных заведениях. Ведь философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их" — Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. С.14.
Иначе говоря, преподавать философию нельзя потому, что она не является знанием. Это практическая (практикуемая) сфера жизни. Подобно бизнесу, который нужно делать/практиковать, а не обучаться ему в аудитории. Знания же добываешь по мере надобности.
На одном из бизнес-тренингов, который стоил приличных денег, я сидел с предпринимателем. Где-то в первой половине тренинга он поднимается и собирается уходить. Спрашиваю: "Куда ты, ведь еще не закончился тренинг?". А он отвечает: "Мне достаточно. Остальное все равно не смогу сейчас внедрить". И ушел.
Если же посещение философских лекций обязательное, то выход я предлагал студентам следующий.
Во-первых, нужно понять на первых лекция-беседах: твое/не твое. Если твое (что-то в тебе откликается. Даже если есть убеждение, что философия тебе "нафиг не упала"), то лучше даже не писать лекции, а включаться в диалог. Его я веду постоянно на лекциях и семинарах.
Учебники не читать (бесполезное и даже вредное занятие. Создает иллюзию понимания и осведомленности). Лучше читать оригинальные философские тексты. Для продвинутых: на языке оригинала. Допустим Гегель понятнее на немецком языке. Более понятен на немецком и Мартин Хайдеггер. Но есть и хорошие (грамотные) переводы. Здесь прислушивайтесь к мнениям экспертов.
Если отклика "в душе" нет, то алгоритм/чек лист такой:
— Ходить на занятия (это уже засчитываемый труд);
— готовиться к семинарам по учебнику (взять несколько и выбрать наиболее для вас понятный);
— брать всякие рефераты и доклады (нарабатываете добротную "студенческую карму");
— чаще всего можете рассчитывать на автомат. Можно уточнить: когда он возможен.
И да, вот моё видео о том, кому нужна философия:
О философском ракурсе смотрения на вещи и практиковании такого взгляда я и рассказываю на своем канале "Сократические беседы". Причем задумка состоит в том, чтобы не говорить "о философии", но практиковать ее.
На сегодня все. Если зашло, то подписывайтесь и ставьте "казнить"/"помиловать". До встречи.