Оглавление
Попрощавшись с Заонежским полуостровом, по которому мы путешествовали три дня, наш путь лежал в сторону Архангельской области, в Кенозерский национальный парк. Чтобы наше спокойное путешествие не превращать в гонку, сегодня мы проедем около 200 километров и встанем лагерем на берегу Онежского озера. Погода хорошая, можно будет еще поплескаться в водах Онего.
Когда мы вспоминаем про Великую Отечественную Войну, сразу на ум нам приходит: оборона Москвы, Сталинградская битва, Курская дуга, блокада Ленинграда, сейчас очень активно начали поднимать тему Ржевской битвы. Но мало кто вспоминает, а есть люди которые и во все не знают, что ожесточенные бои проходили не только на юге и юго-западе Советского Союза. Но и здесь на северо-западе - в Карелии, Мурманской области проходил фронт. Да, здесь не было таких масштабных битв, а в Мурманской области на хребте Муста-Тунтури, фашисты так вообще не смогли пройти вглубь страны больше чем на пару километров. Но, тем не менее, советских солдат полегло здесь очень много.
В первый день, когда мы ехали в сторону горы Воттоваара, за окном машины промелькнул какой-то мемориал. Было уже поздно, хотелось отдохнуть, поэтому решили, что остановимся на обратном пути.
Огромная братская могила. «Остановить», «Поклонись», «кричат» нам огромные щиты стоящие в стороне от дороги. Почти все, проезжающие мимо мемориала машины, сигналят в честь павших советских воинов. Мы прошли вокруг братской могилы. Честно скажу, как-то с трудом верилось, что война была здесь в Карелии, ну непривычно мне - хоть убей. Когда я путешествую по своей "родной" Калужской области, где братские могилы и обелиски в честь войны, кажутся чем-то естественным, а вот в Карелии нет. Тему войны на Севере я коснусь, когда буду рассказывать про путешествие на полуострова Средний и Рыбачий.
Как я писал в оглавлении, что это путешествие по Карелии, этакое собирание точек, которые обычно лежат в сторонке от основных маршрутов. Еще одним таким место стало село Челмужи, в котором сохранилась деревянная церковь Богоявления.
Старинное село Чёлмужи расположено на восточном берегу Повенецкого залива Онежского озера, в Заонежье. Украшением села является церковь Богоявления, которая уже более четырех столетий возвышается на берегу и издалека просматривается с водных просторов озера.
Церковь пережила пять строительных периодов. В 1577 году был построен клетский храм, на что указывает дата на деревянном кресте, расположенном в храме. В дальнейшем, на судьбу церкви повлияли события, связанные с царской династией Романовых. По преданию, в 1605 году церковь была перестроена на пожертвования княгини Ксении Ивановны Романовой при освобождении из заточения (в постриге - инокини Марфы) – матери будущего царя Михаила. Ранее в Богоявленской церкви располагалась родовая икона дома Романовых – икона Божьей Матери, пожертвованная храму царем Михаилом Федоровичем Романовым.
В конце XVIII века постройку реконструировали: надстроили трапезную, над сенями поставили шатровую колокольню-звонницу, растесали оконные и дверные проемы. Вход перенесли с западного торца на северную сторону сеней, а на месте прежнего крыльца сделали галерейку. Тогда же в трапезной, отапливаемой печами, был устроен второй придел. После этого в церкви долгое время не проводилось серьезных ремонтных работ. Лишь в 1844 году ее сруб был обшит тесом.
Связь строительной истории Богоявленской церкви с именем Марфы Романовой оказала влияние на то, что к трехсотлетию дома Романовых, в начале ХХ века, были выполнены ремонтные и реставрационные работы: сооружен фундамент, заменены сгнившие венцы трапезной и сеней, перебраны полы, отремонтированы все потолки и крыши, заново выполнена обшивка, восстановлено крыльцо.
Во время Великой Отечественной войны линия фронта проходила в непосредственной близости от села Чёлмужи. Так как церковь, возвышавшаяся над другими постройками села, служила ориентиром для артиллерии противника, было принято решение разобрать шатер и колокольню. После окончания войны в 1950-х годах церковь была восстановлена.
Богоявленская церковь является одной из старейших церквей Заонежья и представляет собой переходный тип культовых зданий от клетских к шатровым.
К сожалению, церковь удачно сфотографировать можно только с воды, но а лодку, мы конечно накачивать не стали.
Проезжая по Челмужам вижу небольшой залив и сараи для лодок. Эх, вот это жизнь! В городах парковка и гаражи для машин, а здесь огромное озеро, река, и гараж для лодки!
День прошел, наступил вечер, пора было искать полянку для ночевки.
Еще в далеком 2011 году мы здесь останавливались по пути на Кольский полуостров. В этот раз мы решили проведать левый берег Тубы. По памяти он чем-то был похож на берег у Бесова Носа, огромные каменные лбы, зализанные водами Онего, плавно спускались в воды озера.
Дорога до места колеи с камнями и просто больших камней, что было абсолютно непроходимой для легковушек, а это давало шансы, что на берегу народа будет совсем мало, а в идеале вообще никого..
Поскакав по камням, мы выехали на берег озера. Ляпота. Мы оказались здесь не единственными гостями, в нескольких десятках метров от нас стояла супружеская пара из Нижнего Новгорода, и больше никого.
А вот и сама река Туба.
Кто был на Онежском озере, тот знает каково оно красиво! А кто не знает стоит побывать.
Вечером мы с удовольствием искупались, вода была немного прохладней чем в небольших заливах Заонежского полуострова. Ну а вечером, поставив стулья "в первом ряду", на край каменных лбов, мы долго любовались закатом, который особенно красив в северных широтах.
Полюбовавшись закатом, полезли в палатку спать. Завтра надо доехать до деревни Морщихинская - администрации Кенозерского национального парка.