Немного продолжу Эльтигенскую тему (в принципе, она есть вся)
Погода: днем: +12, к ночи +6 легкая облачность (1/10, граница облаков 1000м, видимость хорошая, ветер N-O, 5 м/с, на море зыбь, дороги сухие, проходимые.
Противник, утром 2.11.43г. обладал намного меньшими ресурсами, соотношение сил было 1:3 в пользу десанта, но, противник имел на вооружении три исправных штурмовых орудия (а, с 10 часов утра, уже восемь) и тяжелую гаубичную артиллерию. Штурмовые орудия были малоуязвимы для 45-мм противотанковых пушек, а, более мощные орудия у десантников отсутствовали. Трофейные противотанковые орудия еще находились в ремонте, и к ним было мало боезапаса. У десанта полностью отсутствовали зенитные средства, т.к. два захваченных у противника зенитных автомата так же требовали ремонта.
В ночь на 2.11.43г. на плацдарм были переброшены корректировщики и радиостанции, что позволило с большей эффективностью направлять огонь с «Большой земли». Это давало возможность удерживать противника перед плацдармом, но, дистанция, с которой вели огонь советские орудия, не позволяла вести полноценную контрбатарейную борьбу, и не обеспечивала продвижение десанта на запад.
Батареи немецкого 198-го артполка, находились за пределами дальности стрельбы батарей на мысу Тузла, но, в то же время, они могли обстреливать пролив и плавсредства, подходящие к Эльтигену. Требовалась срочная переброска дивизионной артиллерии на плацдарм, но эта задача была достаточно сложной, без привлечения «Большого флота». Одним из вариантов действий могла бы стать буксировка и посадка на мель советских 100-мм плавбатарей, но этот вариант привел бы к гарантированному повреждению этих плавсредств артиллерией противника. Авиация противника до 2.11.43г. действовала очень пассивно. Еще одним вариантом могла стать переброска 122-мм гаубиц на десантных ботах (такой вариант практиковался в Новороссийской операции). Но эти оба варианта требовали переброски зенитной артиллерии, а вот ее-то на плацдарме не было.
Советские части пытались вновь расширить плацдарм, используя только штурмовую авиацию. По немецким документам, советский удар с Эльтигенского плацдарма, начался при поддержке штурмовиков в 5 утра (7.00) [1]. Удар наносился в западном направлении против 46-го пионерного батальона и 1-го батальона 282-го полка. Советским войскам удалось прорвать немецкий фронт на участке 3-й роты 282-го пп.
В журнале боевых действий 214-й шад удары штурмовиков 622-го шап в поддержку десанта отмечены с 6.50 утра. С 7 утра к ним подключились флотские штурмовики и истребители. Однако, журнал боевых действий советской 318-й дивизии об утренней атаке не упоминает, а наоборот, пишет, что атаковал противник. В нем указывается: «В 8.00 противник, силою двух батальонов (один батальон 290-го пп и 45-й саперный батальон[2]) при поддержке 25 танков после 40 минутной мощной артподготовки переднего края перешел в наступление из района забр. медн. рудн и отм +1,9 в направлении юго-зап. и южн. окр. Эльтиген. В течение дня десантная группа при поддержке артиллерии с Таманского полуострова и активном действии авиации отбивала 15 контратак пр-ка с большими для него потерями» [3]. Журнал боевых действий советской 318-й сд отмечает перед фронтом дивизии:
-282-й полк 98-й пд
-481-й морской батальон береговой обороны
-328-ю команду охраны порта
-румынские части неустановленной нумерации
По немецким данным, контрудар был предпринят чуть позже, чем указано в советских документах, в 9.15 (11.15)[4]. Около 12 часов последовал второй немецкий удар остатков 2-го батальона 282-го гренадерского полка, 46-го пионерного батальона и 1-го батальона 290-го гренадерского полка, поддерживаемый батареей штурмовых орудий и авиацией. Атаку с 12.30 поддерживали 16 самолетов Ju-87D-3 из III./SG3, которых прикрывали 12 истребителей из KG52.
К атаке подключился и 1-й батальон 282-го гренадерского полка. Но, несмотря на поддержку авиации, атака продвижения не имела.
Штурмовики советского 622-го шап вылетали 4 раза на штурмовку техники противника и его живой силы. 190-й шап действовал по тылам противника. Ил-2 этого полка нанеся удар по станции Багерово, уничтожили два орудия (из 4-х) 8-й батареи 613 морского дивизиона. Всего, было совершено:
-190-й шап 30 самолетовылетов 22 самолетами Ил-2,
-622-й шап 30 самолетовылетов 24 самолетами Ил-2,
-805-й иап совершил 73 самолетовылетов на сопровождение
Потери 214 шад: один сбитый Ил-2 (л-та Москалева), один Ил-2 совершил вынужденную посадку на аэродром Бугаз. Потери ВВС ЧФ — три самолета, сбитых в воздушном бою с авиацией противника, еще один самолет был сбит зенитной артиллерией противника. Суммарно по данным «Хроники…» армейская авиация совершила 167 вылетов, 11-й гв. иап и 25-й иап ЧФ совершили 127 вылетов, флотские штурмовики и истребители 9-го авиаполка 113 вылетов[5].
Парадокс заключается в том, что более слабые немецкие войска, атакуют десант, который ведет себя достаточно пассивно. Несмотря на численное преимущество советских войск, противнику удалось сузить плацдарм, однако, после подключения советской артиллерии и авиации, противник вновь понес тяжелые потери и отошел. Самые тяжелые бои шли на южном фланге, где румынские части, подразделения тыловых немецких частей и 46-й пионерный батальон вели бой с советским батальоном 255-й бригады и частями 1331-го сп.
Из 240 человек боевого состава в 46 пионерном батальоне противника, в строю остались 60 человек, из 300 человек «тревожного батальона» (части Кригсмарине) осталось 80, а в 1-м батальоне 282 полка осталось всего 150 бойцов, включая 98-ю «восточную роту» [6].
По логике, измотав противника в боях, нанеся ему поражение, десант мог атаковать в северном направлении, и, захватить порт, но эта возможность чисто теоретическая. Десант утратил подвижность, он был связан наличием большого количества раненых и артиллерией, не имевшей средств тяги, а распыление сил десанта было крайне нежелательно.
Противник, понеся тяжелые потери в дневных боях 2.11.43, начал переброску подкреплений, ослабляя северный сектор береговой обороны. С участка 290-го полка, в помощь 282-му полку, были переброшены 2 роты пионерного батальона 98-й дивизии (1-я и сводная 4–я), остальные две роты были оставлены в распоряжении 290-го полка для охраны берега севернее Керчи. Была осуществлена переброска двух батарей тяжелой артиллерии из резерва.
Противник оценивает размеры плацдарма, к концу дня, 1,5 км на 600 м, хотя, изначально, плацдарм был 3 кмна 750м. Границы плацдарма указываются как: «южная треть 46-го километра побережья, восточные скаты маяка Верхнебурунский, обрывы западнее Эльтиген, северные скаты маяка Нижнебурунский, севернее 47-го км побережья» [7].
Упреждая усиление десанта, противник запросил помощь авиации. Днем противник осуществил три налета Тамань относительно небольшим количеством самолетов, однако, из-за открытого складирования боеприпасов, последствия оказались крайне неприятными.
В.М. Кононенко указывает, что «днем 2-го ноября противник трижды обстреливал батареи и корабли в районе Кроткова и Тамани, и трижды атаковал эти же объекты с воздуха группами по 10-15 самолетов». По данным того же автора, сгорела часть причала в Тамани и боеприпасы складированные в порту. Погибли бронекатер, два РТЩ и катер КМ, получили повреждения торпедный катер, два десантных бота, моторный барказ[8]
«Хроника…» отмечает:
-в 11.35 налет 15 самолетов Ju-87 на пристань в Комсомольске (сброшены 28 бомб, убит 1, ранено 6 человек)
- в 15.40 артиллерийский налет на Кротков (потерь нет)
- в 17. 50 налет 11 «Хейнкелей 111» на Тамань
-в 18.25 налет 11 «Хейнкелей 111» на Тамань, в результате которого были потоплены бронекатера № 414 и 415, КМ № 076, два десантных бота, буксир и барказ[9].
«Отчет…» указывает: «…в 17.50 11 Хе-111 произвели бомбоудар в районе Комсомольск и по рейду Тамань. Через 15 минут (т.е. в 18.05) порт Тамань отбомбила вторая группа самолетов. В результате бомбоудара был подожжен боезапас на главной пристани, и средняя ее часть сгорела. У пристани и на рейде плавсредства понесли следующие потери: затонули БК-414, РТЩ-305, 206 и 364, КМ-076. Получили повреждения два десантных бота 1 мотобот и торпедный катер»[10].
В ЖБД 20 ск корпуса указано, что в 14.30 Таманский порт был обстрелян немецкой дальнобойной артиллерией, и, одновременно, порт подвергся удару 15 самолетов «Ju-87» [11],
По немецким данным, до обеда группа III./SG3 16-ю самолетами Ju-87D-3 нанесла удар по причалам в Комсомольской, затем, в 12.30 по немецким часам, 16 самолетов этой авиагруппы поддерживали немецкое наступление, после чего, в связи с обострением обстановки в районе Сиваша, ее самолеты поддерживали войска на Перекопско-Сивашском направлении.
Около 14 часов (16 часов) Тамань была обстреляна береговой батареей 2./613, на которую в 13 часов был подвезен боезапас.
В 15 (17.00) часов и в 15.15 (17.15) с аэродрома Голта, для удара по катерам в районе Тамани и порту вылетели 12 самолетов Не-111-Н11 и 12 самолетов Не-111-Н16 из группы III./KG55.
В результате пожара и взрывов, личный состав ЧФ понес потери. Пропал без вести командир 1-го отряда десантных ботов ст. л-т Жуков, погибли 12 матросов. Был уничтожен БКА № 411 (заводской номер 414). Командир БКА №411 и 5 членов команды получили тяжелые ожоги.
[1] NARA T315 R 1210 bild 0074 98 GD
[2] так в оригинале
[3] ЦАМО, Фонд 1629, Опись 1, Дело 24
[4] NARA T-315 R-1210 bild0073
[5] «Хроника ВОв черноморском театре» (выпуск 5) — М. Военмориздат 1950г. с.322
[6] NARA T315 R 1210 bild 0078 98 GD
[7] NARA T315 R 1209 КТВ 98 GD fr.0550
[8]В.М.Кононенко Керченско-Эльтигенская десантная операция 31.101943-10.12.1943г — Москва: Издательство МО 1954 г. с.80
[9] «Хроника ВОв черноморском театре» (выпуск 5) — М. Военмориздат 1950г. с. 324
[10] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4
[11] ЦАМО, Фонд 862, Опись 1, Дело 51