Найти в Дзене

Как жила Москва в первые недели войны и почему так мало фото этого времени

Утром 22 июня 1941 года Москва не знала о вероломном нападении Германии. Как обычно, с самого раннего утра вышли на работу дворники и поливальные машины, затем начали открываться булочные и продуктовые магазины. На стадионе «Динамо» готовились к началу парада физкультурников в 12 часов дня. Ровно в 12:15 по радио ко всем жителям СССР обратился В. Молотов, министр иностранных дел. Свою речь он закончил словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». В тот же день эту речь перепечатали все газеты, а диктор Левитан зачитал речь Молотова на радио. К сожалению, осталось очень мало фотографий Москвы тех дней. Уже 22 июня вышло распоряжение об изъятии всех фотоаппаратов у граждан. Только аккредитованным корреспондентам были выданы «Лейки», причем все фото проходили цензуру. Фотография, на которой жители Москвы на Никольской улице якобы слушают речь Молотова, снята позже, предположительно, осенью. 22 июня 1941 года в Москве была теплая погода +24 градуса, люди были одет

Утром 22 июня 1941 года Москва не знала о вероломном нападении Германии. Как обычно, с самого раннего утра вышли на работу дворники и поливальные машины, затем начали открываться булочные и продуктовые магазины. На стадионе «Динамо» готовились к началу парада физкультурников в 12 часов дня.

Ровно в 12:15 по радио ко всем жителям СССР обратился В. Молотов, министр иностранных дел. Свою речь он закончил словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». В тот же день эту речь перепечатали все газеты, а диктор Левитан зачитал речь Молотова на радио.

К сожалению, осталось очень мало фотографий Москвы тех дней. Уже 22 июня вышло распоряжение об изъятии всех фотоаппаратов у граждан. Только аккредитованным корреспондентам были выданы «Лейки», причем все фото проходили цензуру.

Фото с  minskblog.livejournal.com
Фото с minskblog.livejournal.com

Фотография, на которой жители Москвы на Никольской улице якобы слушают речь Молотова, снята позже, предположительно, осенью. 22 июня 1941 года в Москве была теплая погода +24 градуса, люди были одеты в летние платья, тенниски. А на этом фото - в пальто.

24 июня вышел приказ о введении затемнения. Специальные патрули следили его исполнением.

Военное положение в Москве ввели 25 июня. Был объявлен комендантский час. С полуночи до 4 часов утра по Москве было запрещено ездить и ходить. Ввели запрет на въезд иногородних. Началась эвакуация.

С самого начала стали маскировать важные объекты города, в первую очередь – Кремль, чтобы сбить с толку вражескую авиацию.

21 июля произошла первая бомбардировка столицы.
21 июля произошла первая бомбардировка столицы.

21 июля произошла первая бомбардировка столицы.

Вид на Кремль во время налета. Июль 1941. Фото с dom.ula.su
Вид на Кремль во время налета. Июль 1941. Фото с dom.ula.su

На следующий день – первая массированная бомбардировка, продолжавшаяся 5 часов. На Москву было сброшено 10 тысяч зажигательных бомб.

Во время таких налетов на крышах дежурили москвичи, в большинстве – женщины. При попадании на крышу зажигательной бомбы (весом около килограмма) они хватали ее щипцами и быстро помещали в ведро с водой или в ящик с песком. Две трети домов в то время были деревянными.

Плакат времен Великой отечественной войны. С сайта koshelub.livejournal.com.
Плакат времен Великой отечественной войны. С сайта koshelub.livejournal.com.

В начале июля началось строительство оборонительных сооружений под Москвой. 4 июля вышло постановление о добровольной мобилизации. Только за два дня в народное ополчение вступили 160 тысяч человек. Москва готовилась к обороне.

Я обязательно продолжу писать о Москве в годы войны. Некоторые факты мне рассказывали очевидцы тех событий. Буду делиться с вами. Не забывайте подписываться на мой канал!