В долг давать дело неблагодарное. Помню, как-то в начале своей трудовой деятельности, перед самым Новым годом, одолжил существенную для меня сумму соседу, тот обещал вернуть через неделю, но обещать не значит сделать. Пришлось ловить его на автобусной остановке, так как телефона у него не было, а дверь он не открывал, хотя было слышно, что дома кто-то есть.
До Нового года свои деньги я все-таки вернул, так что все закончилось хорошо, а то впереди уже маячил новогодний стол с одной жареной картошкой.
В то время я еще не обращал внимания на правило долга: давать в долг можно только тем людям и такую сумму, которую готов им подарить.
Далеко не все следуют этому правилу, а в погоне за прибылью некоторым напрочь сносит «крышу», и они отдают деньги в долг под проценты лицам, которые изначально вернуть занятые деньги с обещанными процентами не могут.
В подведомственном мне отделе было несколько таких своеобразных должников. Не имея какого-то специального образования, а также собственных средств, они занимались тем, что брали деньги у одних под проценты и давали эти деньги в долг другим под еще больший процент.
Нужно сказать, что такой бизнес на первых порах был удачный, и данные граждане появились в отделе в качестве взыскателей, требуя от приставов вернуть их деньги, «заработанные непосильным трудом и отданные под проценты».
Понятно, что в некоторых случаях деньги частично взыскивались, и какое-то время им удавалось держаться на плаву, но этот период закончился.
Самозваные кредиторы людьми оказались необразованными, но «ушлыми» и к такой ситуации подготовились. Неожиданно их заемщики стали должны не им, а их родственникам, чаще всего супругу, который был никому и ничего не должен.
Нужно ли говорить, что брак был расторгнут, а имущество, как оказалось, принадлежит не обремененному долгами супругу.
Ну а то, что супруги, несмотря на развод, проживают совместно, да и ездит на машине, принадлежащей жене, ее супруг-должник (должен в данном случае не жене, да и долг не супружеский, хотя может и такой есть, об этом судебным приставам неизвестно), «дык это ж муж, хоть и бывший, ну не выгонять же его, и имущество нечего осматривать - все здесь мое, а не его».
Ну а кредиторам остается обивать пороги различных инстанций. Выиграть суд на взыскание долга по расписке не проблема, это вопрос скорее не правового, а технического характера, судебный акт на взыскание будет принят, проблемой становится его исполнение.
Судебные приставы направят стандартные запросы, получат отрицательные ответы и забудут о данном исполнительном производстве на длительное время, скорее всего до записи взыскателя на прием или поступления жалобы.
На практике такие документы находятся у приставов на исполнении годами, оканчивать их по невозможности как-то не принято, жалобу напишут, да и исполнительный документ скоро обратно в отдел принесут, взыскателю деньги нужны или хотя бы надежда на их получение, и им неважно, даже если и понятно, что для приставов работы тут нет.
Обращения же в правоохранительные органы обычно заканчиваются отписками со ссылкой на то, что данные отношения носят характер гражданских и разрешаться должны в гражданско-правовом порядке.
Когда обманутых кредиторов много, они могут попытаться получить моральное удовлетворение, инициировав возбуждение уголовного дела.
Непосредственно мне известно о двух подобных уголовных делах, рассматриваемых в районном суде. Процесс для суда был не типовым из-за большого количества потерпевших и свидетелей.
В первом случае уже вынесен обвинительный приговор, который, к моему удивлению, был достаточно жестким: 6 лет реального лишения свободы. По второму случаю дело окончательно еще не рассмотрено.
Однако, в обоих случаях кредиторы своих денег обратно не получили и наличием приговора не особенно удовлетворены. А Вы были бы удовлетворены?