Глава I. Западная система демократии
Принято считать, что в Китае сегодня нет демократии и что слово «республика» в названии страны стоит лишь номинально, так как в Китае не практикуются публичные выборы в ВСНП и на должность президента. Однако либеральная демократия — не единственная форма демократии, есть и другие ее легитимные формы. На Западе демократию связывают с явлением всенародного голосования за одну из нескольких политических партий каждые четыре года, а затем эти партии, попадая в правительство, борются друг с другом, споря о том, кто лучше представляет народ. Определенный смысл это, конечно, имеет, но в реальном мире все намного сложнее, и на результат влияет гораздо больше факторов.
Если говорить совсем прямо, западные демократии являются конкурсами популярности. Кандидат произносит речи о том, почему народ должен отдать голос именно за него, после чего люди выбирают самого убедительного. Тем не менее, широкая общественность не является единственной заинтересованной стороной, посему в странах с либеральной (западной) демократией незримые заинтересованные стороны, такие как богатая элита, играют чрезвычайно большую роль в демократическом процессе. Исследование 2014 года (новость) профессора Принстонского университета Мартина Гиленса и профессора Северо-Западного университета Бенджамина показало:
Многофакторный анализ показывает, что экономические элиты и организованные группы, представляющие интересы бизнеса, оказывают существенное независимое влияние на политику правительства США, в то время как среднестатистические граждане и массовые группы интересов не имеют или почти не имеют независимого влияния.
И это общая проблема для большинства, если не для всех западных демократий. В 2017 году Pew Research Worldwide Survey обнаружили, что во всех 36 опрошенных демократических странах 52% людей не слишком или совсем не удовлетворены тем, как функционируют политические системы их стран, а 47% в некоторой степени или вовсе не доверяют своему правительству.
Учитывая такие статистические данные, как именно демократии западного типа представляют интересы своего населения и работают для широких слоев, а не для немногих, чтобы соответствовать основной концепции демократии? Проведение выборов каждые четыре года с возможностью смены правящей партии дает обществу выпускной клапан, если/когда общественное мнение о правящей партии становится слишком негативным. Из-за этого не существует реального риска того, что правящая партия будет идти против общественных интересов и принимать законы или делать вещи, которые не нравятся широкой публике, потому что их просто понизят до оппозиционной партии, а затем через четыре-восемь лет все равно переизберут правящей партией. Это, однако, не вариант для Коммунистической партии Китая, которая является основной политической партией в Китае с главенствующей ролью. Вот почему КПК ставит социальную сплоченность / гармонию / стабильность превыше всего. У китайской общественности нет такого же клапана, как у жителей стран Запада, чтобы решать судьбу КПК, поэтому правительство знает, что оно должно делать то, что хочет общественность, потому что, если оно будет постоянно делать что-то, чтобы усложнить жизнь среднестатистическому китайцу, оно нарушит социальную стабильность и подтолкнуть страну к народному восстанию. Это причина того, почему китайское правительство может достичь общественного рейтинга доверия в 83,5%, что является самым высоким показателем среди всех стран, опрошенных Edelman Trust Barometer (само исследование), в отличие от заметно более низкого уровня поддержки правительств стран либеральной демократии, которые по мнению людей с Запада лучше отражают интересы своих народов только потому, что избираются всеобщим голосованием, например: Канада (65%), США (54%), Франция (51,5%), Германия (52%), Великобритания (53,5%). Это также почему исследование Pew Research Study в 2017 году показало, что в демократических странах с растущей экономикой, где уровень жизни постепенно улучшался, люди лучше относились к властям. Из-за этого страха народного бунта и из-за отсутствия упомянутого выше выпускного клапана, китайское правительство справляется гораздо лучше, чем правительства стран либеральной демократии, представляя интересы широких слоев и работая для многих, а не для немногих. Что и является главным признаком демократии.
Оксфордское определение демократии и республики:
Демократия — система управления всем населением или всеми правомочными членами государства, обычно через выборных представителей.
Республика — государство, в котором верховная власть принадлежит народу и его избранным представителям, и в котором есть избранный или назначенный президент, а не монарх.
По этому определению Китай будет считаться демократией, поскольку в Китае каждый имеет избирательное право и может стать президентом. Кроме того, вопреки распространенному западному убеждению, в Китае есть выборные представители. О чем мы поговорим в следующей главе.
Глава II. Китайская модель демократии
1.) Местные выборы
Прямые выборы
К удивлению большинства людей на Западе, в Китае действительно проводятся прямые выборы депутатов. Однако, в отличие от Запада, где на всеобщих выборах избираются государственные деятели высшего уровня, в Китае на всеобщих выборах избираются только чиновники малого уровня. Депутаты избираются в Народный конгресс самого низшего уровня, который разнится в разных административных единицах Китая. То есть определение самого низшего уровня сильно различается по всей стране, хотя некоторые регионы более подразделены, чем другие. Народные конгрессы городов, которые не разделены на районы, уезды, городские округа, небольшие города, поселки и, наконец, этнические поселки, избираются прямым голосованием. В то время как в городах, где есть эти подразделения, непосредственно избранным представителем будет местный конгресс вашего округа, муниципалитета или города. Выборы проводятся каждые пять лет, правом голоса обладают жители, достигшие совершеннолетия и не обладающие судимостью. В 2019 году на выборах могут участвовать 900 миллионов избирателей. Выборы 2019 года проводятся в течение года, и к концу года были избраны 2,5 миллиона представителей. В соответствии с законом о выборах от 1 июля 1979 года, выдвижение кандидатов на прямые выборы может осуществляться общественными организациями, политическими партиями или осуществлено через самовыдвижение. Окончательный список кандидатов на выборах определяется избирательной комиссией в консультации с небольшими группами избирательных фокус-групп с помощью процесса, известного как «три вверх и три вниз» (三上三下, «сан шан сан ся»). Который работает следующим образом:
• Избирательная комиссия собирает все кандидатуры, рассматривает их на предмет соответствия требованиям и публикует список кандидатов и их основные сведения (первое «вверх»). Опубликованный список предоставляется фокус-группам избирателей для обсуждения (первое «вниз»);
• Первый набор фокус-групп на специальном собрании озвучивает результаты переговоров с целью сокращения числа кандидатов (второе «вверх»). Члены собрания узнают мнение избирателей через опросы (второе «вниз»);
• Второй набор фокус-групп собирается на собрание и доносит до избирательной комиссии результаты опроса населения, избирательная комиссия определяет окончательный список кандидатов (третье «вверх»). Окончательный список имен кандидатов публикуется публично для общественности (третье «вниз»).
В избирательном бюллетене пишется основная информация о каждом кандидате, однако сами кандидаты зачастую проводят избирательные кампании в социальных сетях и на улицах населенных пунктов. Такие кампании не привлекают особого внимания широкой общественности, поскольку избирательные округа, как привило, затрагивают всего-лишь от нескольких сотен до 5000 жителей, поскольку города подразделяются на множество небольших электоральных районов.
Непрямые выборы
После того, как граждане избрали депутатов в местные народные конгрессы путем всеобщих прямых выборов, эти самые избранные депутаты местных народных конгрессов уже сами избирают депутатов в народные конгрессы муниципального уровня. Кандидат, набравший больше всего голосов на прямых местных выборах, становится представителям района в городском совете. Затем члены городского совета голосуют за то, кто будет мэром города. Затем мэр назначает кабинет городского правительства, и этот процесс продолжается по цепочке, пока не доберутся до руководителей провинций. По мере того, как чиновники поднимаются по иерархии, голосование постепенно утрачивает важность перед опытом работы, производительностью труда и рекомендациями. Департамент Организации является одним из самых влиятельных органов китайского правительства благодаря структуре меритократии в стране, представляя собой некий отдел кадров для правительства. Он отвечает за более 70 миллионов назначений партийных сотрудников по всей стране и отвечает за составление подробных и конфиденциальных отчетов о будущих потенциальных руководителях в правительстве. В прошлом эффективность работы в значительной степени основывалась на экономическом росте и сокращении бедности среди аналогичных показателей. Тем не менее, в последние годы правительство применяет более целостный подход к оценке эффективности работы, такой как результаты по улучшению здоровья и безопасности, образования, защиты окружающей среды, благоустройства и туризма в дополнение к экономическим показателям. К тому времени, когда депутат попадает в центральное правительство, система голосования в значительной степени становится церемониальной формальностью, и все кадровые назначения выполняются Департаментом Организации, который тесно сотрудничает с Политбюро по проверке трудового стажа и эффективности работы отдельных лиц. Это хороший пример того, как только самые опытные и умелые политики попадают в высшие правительственные ряды. Китайские политики должны тратить годы, если не десятилетия, на сбор опыта работы в правительстве, а также на то, чтобы хорошо выполнять свою работу, чтобы они хорошо выглядели в показателях эффективности своей работы.
Глава III. Народный политический консультативный совет Китая
Народный политический консультативный совет Китая является второй половиной законодательной системы Китая, если за первую половину брать ВСНП, обладающий высшей властью. НПКСК — консультативная верхняя палата для правительственных, законодательных и судебных органов, которая рассматривает действия правительства и получает законодательные предложения от депутатов по всей стране. Предложения, одобренные НПКСК, передаются в ВСНП для преобразования в действующие государственные законы или политики. В настоящее время в НПКСК насчитывается 2200 членов из самых широких слоев населения. Любой может стать депутатом, но он вынужден будет пройти отбор, а его работа в НПКСК не будет оплачиваться. Большинство членов НПКСК являются ведущими фигурами в научных, юридических и деловых кругах. Все депутаты НПКСК — это люди, которые имеют постоянную работу в других местах. Есть 307 мест для представителей общественных организаций и 1357 для секторальных представителей.
Идея состоит в том, чтобы самые разные представители общества, от членов профсоюзов до экспертов в своих областях науки, обращали свои знания в реальную пользу для всей нации, напрямую участвуя в политических процессах. Им не платят за их вклад в НПКСК, поэтому это все делается в дополнение к их повседневной работе. Они встречаются один раз в год в течение двух недель, чтобы обсудить политику, и в течение назначенных двух недель каждого марта проводится много сессий генеральной ассамблеи. Затем проходят групповые обсуждения, разделенные на разные разделы в зависимости от темы. Во время обсуждений, НПКСК должен сформулировать ответ на каждое предложение. Такой вид взаимодействия между правительством и гражданским обществом вы больше не увидите нигде в мире. НПКСК также является основным способом высказаться для обычных людей, которые не хотят всецело посвящать свою жизнь политике.
- Политические партии (КПК, Рев. комитет националистической партии, Китайская демократическая лига, Ассоциация национального демократического развития, Китайская ассоциация продвижения демократии, Китайская демократическая партия рабочих и крестьян, Китайская партия стремления к справедливости, Общество «Цзюсань», Лига демократической автономии Тайваня) и независимые депутаты — 536 мест;
- Общественные организации (Комсомол КПК, Всекитайская федерация профсоюзов, Всекитайская федерация женщин, Всекитайская федерация молодежи, Всекитайская федерация промышленности и коммерции, Китайская ассоциация науки и технологий, Всекитайская федерация тайваньских соотечественников, Всекитайская федерация вернувшихся китайцев из за рубежа) — 307 мест;
- Секторальные представители (От литературы и искусства, от науки и технологий, от социальных наук, от экономики, от сельского хозяйства, от образования, от спорта, от прессы и публицистики, от здравоохранения, от социального обеспечения, от иностранных дел, от национальных меньшинств, от религий, от полиции и армии) и приглашенные представители партий САР Аомынь и САР Сянган — 1357 мест.
Глава IV. КНР — меритократическая технократия
Определения
Меритократия — принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. Используется преимущественно в двух значениях. Первое значение термина соответствует системе, в которой руководители назначаются из числа специально опекаемых талантов (такая система в значительной степени противоположна как аристократии, так и демократии). Второе значение, более распространённое, предполагает создание начальных условий для объективно одарённых и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции.
Технократия — гипотетическое общество, построенное на принципах меритократии, в котором власть принадлежит научно-техническим специалистам.
Китай в древности
«Китай долго на протяжении своей истории управлялся меритократическим способом. Древний Китай стал первым примером работающего бюрократического государства, не основанного на наследстве власти. Первоначальная идея меритократии принадлежит Конфуцию, который говорил о том, что власть должна передаваться по заслугам, а не по наследству, а чиновники должны проходить экзамены. (Sienkewicz, Thomas J. (2003). Encyclopedia of the Ancient World. Salem Press. p. 434)
«Один из самых старых примеров системы государственной службы, основанной на заслугах, существовал в имперской бюрократии Китая. Еще в 200 г. до н.э. династия Хань приняла конфуцианство в качестве основы своей политической философии и структуры, которая включала революционную идею замены ценности дворянской крови добродетелью и честностью и, таким образом, призывая к тому, чтобы государственные назначения основывались исключительно на заслугах. Эта система позволяла любому, кто сдал экзамен, стать государственным служащим, и эта должность принесла бы богатство и честь всей семье. Отчасти из-за влияния Китая, первая европейская гражданская служба возникла не в Европе, а в Индии под управлением британской Ост-Индской компании... Менеджеры компаний нанимали и продвигали сотрудников на основе конкурсных экзаменов для предотвращения коррупции и фаворитизма» (Kazin, Edwards, and Rothman (2010). Princeton Encyclopedia on American History - p. 142)
Современный Китай
В современном Китае конфуцианский чиновничий экзамен «Кэцзюй» до сих пор практикуется в форме экзамена на государственную службу («Guokao»). В Китае работа чиновника считается почетной, поскольку государство и правительство отбирают только лучших кандидатов. В 2016 году более 1 миллиона человек приняли участие в экзамене на государственной службу, претендовав на 27 000 рабочих мест. Кандидаты во время экзамена должны ответить на 135 вопросов с несколькими вариантами ответов за 2 часа, а затем потратить 3 часа на написание эссе. У каждого департамента и агентства есть свой собственный отдел кадров, который нанимает людей, которые набрали самые высокие баллы на экзамене. Но для высших уровней государственной службы, включая ректоров университетов, президентов национальных академий и государственных организаций, продвижение по службе зависит от Департамента Организации. Что касается должностей среднего уровня в администрации КПК, таких как народные конгрессы провинциального и муниципального уровней, то Департамент Организации работает совместно с этими самыми конгрессами, отбирая лучших кандидатов на основе их баллов на экзамене. Что о кандидатах в депутаты высшего звена, то Департамент работает с Политбюро и ВСНП над назначением людей на должности в центральном правительстве. Процедура назначения происходит каждые 5 лет на Национальном народном конгрессе. По состоянию на 2020 год последним был 19-й Национальный конгресс 2017 года.
В прошлом экономические показатели региона чиновника были ключевыми для оценки эффективности его управления, если не сказать единственными, однако с начала столетия это претерпело изменение, в то время как раз начала распространяться коррупция, а другие показатели стали более заметными. В последние годы правительство приняло более целостный подход к оценке производительности труда, в частности, стали обращать внимание на такие показатели, как сокращение бедности, улучшение здоровья и безопасности, образование чиновника, защита окружающей среды, благоустройство и туризм в дополнение к экономическим показателям — все это стало играть большую роль в определении права на продвижение по службе. Недавно Политбюро приняло решение о том, что все чиновники должны проходить проверку на коррупцию в Национальной комиссии по надзору и Центральной комиссии по проверке дисциплины, а также тесте на лояльность социалистическим идеалам — без этого продвижение по службе теперь невозможно.
Наряду с опытом работы и эффективностью, для китайских политиков важно техническое высшее образование. Многие, но не все, имеют двойное юридическое и техническое образование. Например, при опросе мэров и губернаторов, выяснилось, что 80% из них имеют высшее техническое образование.
Кроме того, члены постоянного комитета Политбюро связаны с наукой:
Си Цзиньпин имеет степень в области химической инженерии Университета Цинхуа.
Ли Кэцян имеет докторскую степень по экономике в Пекинском университете, а его докторская диссертация была удостоена премии Сунь Ефан, высшей китайской премии в области экономики.
Ван Ян имеет ученую степень по политической экономике в Центральной партийной школе.
Ван Хунин имеет ученую степень в области международной политики и права Университета Фудань. Кроме того, он стал самым молодым профессором права в истории университета Фудань в 1985 году в возрасте 30 лет.
Хан Чжэн имеет степень магистра экономики Восточно-Китайского педагогического университета.
Чжан Вэйвэй: «Выборы и назначения: как Китай выбирает своих лидеров»
Чжан Вэйвэй — китайский профессор международных отношений в университете Фудань и старший научный сотрудник в Институте Чуньцю. Он был старшим научным сотрудником Центра азиатских исследований, Института международных исследований и развития, а также приглашенным профессором в Женевской школе дипломатии и международных отношений. Чжан много писал на английском и китайском языках об экономических и политических реформах Китайской Народной Республики и модели развития Китая. Чжан Вэйвэй оказывался нанят переводчиком с английского языка некоторыми китайскими лидерами, включая Дэн Сяопина, в середине 1980-х годов.
«Рост Китая приковал к себе пристальное внимание всего мира, в особенности подъем экономики КНР, что, несомненно, важно, однако изменения в политической системе Китая не получили должного внимания. Фактически, без каких-то громких церемоний, Китай установил меритократическую систему, или, как ее лучше назвать, «назначения+выборы»: компетентные лидеры назначаются на основе того, как они работали и какой поддержкой пользуются, проходя через процедуру тщательного отбора, опросы населения, внутренние процессы и разные виды выборов. Это полностью соответствует конфуцианской модели меритократии. В конце концов, Китай — первая в мире страна, которая придумала экзамены для чиновников, называемые «Кэцзюй». Сегодня Китай практикует, не без ошибок, но все же в целом успешно, меритократию во всех сферах политической жизни. Критерии, основывающиеся на искоренении бедности, создании рабочих мест, местного роста экономики, социального развития, возрастающей (именно что возрастающей) защите окружающей среды; являются основными для назначения и продвижения государственных служащих. Отличным примером является биография нынешних китайских лидеров, избранных на 19-м конгрессе партии. 6 из 7 главных государственных лиц, членов постоянного комитета Политбюро, в прошлом управляли провинциями или городами центрального подчинения, многие из которых имеют ВВП и население выше, чем многие страны вместе взятые. И правда, китайская меритократия сегодня не позволяет столь слабым людям, как Дональд Трамп или Джордж Буш, даже близко подобраться к власти. Не будет лишним сказать о том, что китайская модель больше полагается на лидерские качества, когда как западная модель полагается на актерское мастерство. Китайская модель меритократии бросает вызов привычной дихотомии «демократия против автократии». С китайской точки зрения, характер государства, включая его легитимность, должен определяться его содержанием: мудрым, эффективным управлением, компетентной властью и успешным подходом к удовлетворению потребностей населения. Так, несмотря на существующие недостатки, китайская модель управления государством обеспечила самый быстрый рост экономики в мире, а также в значительной степени улучшила условия жизни китайцев. Как однажды выразился Уинстон Черчилль, «демократия — это худшая форма правления за исключением всех других форм правления, которые мы пробовали». Может он и прав в контексте западной культуры. И многие китайцы даже перефразируют это замечание Черчилля в то, о чем говорил Сунь-цзы — великий китайский военный стратег 6 века до н.э., а именно о «сясяцы» — «выбор меньшего зла»; так эти многие китайцы называют систему, позволяющую избавляться от неэффективных правителей через обычные выборы. Но в китайской конфуцианской традиции меритократии государство всегда должно стремиться к так называемому «шаншанцы» — выборе «лучшего из лучшего», то есть к назначению самых сильных правителей, которых только можно найти. Это, конечно, отнюдь не легко, но таким поиском лучших надо заниматься всегда и без передышки. Политическое и институциональное устройство Китая, в совокупности с инновациями, создали такую систему, которая по многим пунктам сочетает в себе назначения тщательно отборных компетентных руководителей и возможность для народа избавиться от руководителей, которые не оправдали ожидания, например, через отзыв депутатов нижестоящими и через ограничение сроков постов, занимаемых чиновниками. Китайская модель ««назначения+выборы», естественно, не является идеалом, она все еще совершенствуется. Однако, она уже может на равных составить конкуренцию западной модели либеральной демократии».
«Как Китай выбирает своих руководителей?»
Каждые 5 лет КПК проводит партийный съезд, когда она фактически нажимает на себе кнопку «перезагрузить»: избирается новое поколение руководителей, называемых постоянный комитет Политбюро. В прошлый раз такой съезд прошел в 2017 году. Давайте начистоту: вы, наверное, не раз слышали о том, что сам процесс был слишком секретным, а значит имел место быть фаворитизм, однако люди забывают упомянуть о том, что продвижение в КПК в основном зависит от личных заслуг и навыков. Чтобы попасть в ряды партии или в правительство, кандидату необходимо пройти экзамен для чиновников. Социальное положение никак не влияет на результат. На протяжении более чем тысячи лет, чтобы попасть в правительство Китая, не важно на малые или крупные должности, необходимо было успешно сдать экзамены. Сегодня эти экзамены длятся 5 часов, будущим чиновникам надо сдать высшую математику, логику, язык, а также географию. Если экзамен сдан успешно, чиновника или кандидата в таковые проводят вверх по лестнице в ранговой системе, состоящей из 10 этапов. В среднем требуется от 20 до 30 лет, чтобы подняться с десятого чиновничьего ранга, то есть «фу ку», до первого, то есть «гуо» — на нем находится лидер государства. Немногие подбираются даже близко к вершине. Ограничения по срокам также способствуют притоку свежих идей. Самая высокая должность в партии — генеральный секретарь. В конгрессе США сменяемость депутатов составляет 10% и ниже: один конгрессмен, республиканец John Dingell из Мичигана, переизбирался 30 раз, в общем проведя 60 лет в своей должности. А что же насчет КПК? Сменяемость депутатов в ЦК составляет около 62% — эта цифра выше, чем в большинстве демократий Запада. Помимо ограничений сроков, выборы помогают продвигать реформы, а также удостовериться в том, что новые руководители выбираются исходя из своих способностей, а не из-за связей и привилегий.
Эпилог: Заблуждения о китайской модели демократии
1.) Миф: в Китае однопартийность
На материковой части Китая официально действуют и представлены в парламенте 9 политических партий:
1.) Коммунистическая партия Китая
(http://cpc.people.com.cn)
2.) Националистическая партия Китая
(http://www.minge.gov.cn)
3.) Демократическая лига Китая
(http://www.dem-league.org.cn)
4.) Китайская национальная демократическая ассоциация
(http://www.cndca.org.cn)
5.) Ассоциация продвижения демократии
(https://www.mj.org.cn)
6.) Рабоче-крестьянская демократическая партия
(http://www.ngd.org.cn)
7.) Партия чжигундан
(http://www.zg.org.cn)
8.) Общество 3 сентября («Цзюсань»)
(http://www.93.gov.cn)
9.) Партия самоуправления Тайваня
(http://www.taimeng.org.cn)
Члены малых партий занимают государственные должности в стране и даже выдвигают своих кандидатов на пост президента. Так, на 13-м национальном народном конгрессе Китая, кандидат в президенты от «Общество «Цзюсань» получил 27.8% голосов, выдвигаясь против кандидата от КПК Си Цзиньпина.
В САР Сянган (32 партии в законодательном совете), САР Аомынь (22 партии) и в провинции Тайвань (100< партий), согласно политике «одна страна, две системы» практикуется западная модель демократии.
Некоммунистические партии Китая не являются "марионетками КПК для видимости демократии", как принято считать на Западе.
Рассмотрим деятельность одной из таких партий - революционного крыла Гоминьдана (Националистической партии Китая).
1.) У партии есть своя ежедневная газета "Солидарность"
http://www.tuanjiewang.cn/m/
2.) У партии есть свой издательский дом, выпускающий книги и прочий теоретический материал
http://www.tjpress.com/
3.) Партия устраивает национальные съезды, на которых ЦК и региональные представители партии коллективно принимают решения
4.) Представительница Гоминьдана Сун Цинлин занимала должность президента КНР с 1968 по 1972 годы
5.) Результаты Гоминьдана на выборах в КНР:
1982 и 1987 - 18.2%
1993 - 19.1%
1997 - 15.4%
2002 - 16%
2007 - 29.7%
6.) Многие чиновники, занимающие высокие государственные должности, являются членами Гоминьдана
7.) В консультативном парламенте (НПКСК) Гоминьдан представлен 65 депутатами. Для сравнения, у коммунистов 97 депутатов
8.) В Weixin у Гоминьдана есть активные региональные каналы с новостями во всех провинциях страны за исключением Тайваня, Аомыня и Сянгана, большинство из которых активно публикуют новости
Все это указывает на то, что некоммунистические партии в Китае не фиктивны, ведут активную политическую деятельность и даже укрепляют свои позиции, в том числе на выборах.
2.) Миф: раз Си Цзиньпину разрешили бесконечно переизбираться, значит теперь он обладает всей полнотой власти и его можно назвать диктатором
Китай — парламентская республика. Парламент (ВСНП) обладает высшей властью в стране, а полномочия президента КНР сильно урезаны даже по сравнению с полномочиями президентов европейских парламентских республик. Президент КНР избирается парламентом. Парламент может отправить президента в отставку в любой момент, хотя президент разогнать парламент не может. См. конституцию КНР от 2018 года.
Стоит учесть, что несмотря на отсутствие полномочий у президента, парламент может неофициально проявить к нему лояльность и прислушиваться к его инициативам. Именно пользуясь авторитетом у партийцев, Си Цзиньпин смог инициировать антикоррупционную кампанию.
Все мы знаем о том, что самый значительный вклад в развитие политической, внешнеполитической и экономической стратегии внес Дэн Сяопин, однако не все знают о том, что он даже никогда не занимал пост президента КНР.