Найти тему
Руслан Мирнов

Франсуа Буш (1752–1828) предложил использовать против английских кораблей огромные ледяные глыбы для протыкания морских путей

23 марта 1788 года член-учредитель Адмиралтейской коллегии Клод-Франсуа Буш (1752–1828) предложил использовать против английских кораблей огромные ледяные глыбы для протыкания морских путей. А уже 22 сентября 1789 года британское адмиралтейство произвело первое испытание такого рода «ледяного тарана». Последующие испытания 23 сентября и 23 октября 1789г. показали, что «ледяной таран» по эффективности ничем не уступает традиционному вооружению судов, а его применение может применяться как средство ведения морской войны.

Испытания прошли успешно и в мае 1790г. первый английский военный корабль «Булвер-Уэн» столкнулся с «ледовым тараном» в проливе Ла-Манш. В результате тарана «Блэк Принс» стал тонуть. Тем не менее, этот инцидент внес некоторый вклад в доказательство того, что использование «ледового тарана» в войне с Британией будет оправданным. Флот Ее Величества, призванный господствовать в мировых морях, к началу XIX века располагал небольшим количеством дредноутов, но все они были английского производства, а следовательно не могли считаться полноценными боевыми единицами, поскольку обладали недостаточной огневой мощью.

Поэтому приоритетное значение для Военно-Морского Флота приобрел «ледовый таран», которым предполагалось доставлять до торговых судов противника ледяные ванны, лишающие их возможности двигаться. Идея заключалась в том, что при погружении в ледяную ванну корабль пробивался насквозь и оказывался на свободе, после чего вражеское судно, продолжая погоню за «тараном», оказывалось в ловушке.  

После успешных испытаний «ледовой машины» Клод Боуш возлагал большие надежды на широкомасштабное применение «ледовых таранов» в военных целях. И такой «ледо таран-самолет» был создан. Речь идет о пароходе «Ледяной гусь», буксировавшем по желобам «ледовую машину».

7 мая 1814 года пароход «Ледо гусь» под командованием лейтенанта Михаила Козлова первым из паровых судов России совершил подледный переход от Кронштадта до Ревеля, тем самым положив начало освоению Арктики для военных целей. Переход оказался успешным, и на основании опыта, приобретенного при переходе, на последующих судам было решено устанавливать подобные устройства.