Вторжение монгольских войск на территорию нынешнего российского Дагестана произошло ещё при Чингисхане. Сначала завоеватели опустошили несколько районов Грузии, затем вошли в государство Ширваншахов на землях современного Азербайджана. Потом монголы попытались захватить Дербент — один из древнейших городов Кавказа (сегодня это как раз Дагестан). Но у них ничего не получилось.
В результате они были вынуждены обойти город и попасть внутрь Дагестана иным путём (каким именно, учёные до сих пор спорят). Там они встретили, конечно, сопротивление, но ничего такого, чтобы не справиться. И вышли, наконец, к Алании — к осетинам.
Затем часть монголов ушла от столицы Алании Магаса опять в сторону Дербента. И завоевала его. Кроме того, монголы воспользовались междоусобными войнами, которые вели различные народы этих мест. В частности, враждовали между собой государство Гумик и Кайтагское уцмийство. Последнее представляло собой настоящее феодальное государство, существовавшее с 5-6 по начало 19 век нашей эры.
Какие народы жили в Кайтагском уцмийстве?
В основном, два: кайтагцы и южные кумыки. Причём, не трудно догадаться, что первые представляли собой основное население, если не по количеству, то по значению точно. За время существования этого государства сменилось пять столиц, одна из которых представляет собой развалины (Кала-корейш), а другие сейчас — обычные дагестанские сёла (Баршамай, Уркарах, Маджалис и Башлы).
Любопытно, что династия правителей этого уцмийства восходит к арабскому шейху Амир-Хамзе. Он был из племени курейшитов, обитавшем в районе знаменитой Мекки. Одна из первых столиц Кала-корейш («крепость курейшитов) как раз связана с именем этого племени. В дальнейшем потомки Амир-Хамзы правили этим небольшим государством. Есть мнение, что слово «уцмийство» восходит к арабскому слову «исми», что значит «именитый». Но это не точно.
В 1239-1240 годах в Дагестан пришли монголы. Они завоевали предгорный и равнинный Дагестан, а также Кайтагское уцмийство. Именно тогда столица была разрушена и позже перенесена. Уцмийство было обложено данью, но не переставало существовать. Более того, когда монголы ушли, то кайтагцы даже отхватили себе немного соседних земель.
В конце 14 века Тамерлан не просто завоевал Кайтагское уцмийство, а нанёс ему сокрушительное поражение, от которого то еле-еле оправилось. И существовало ещё долго, вплоть до завоевания Россией.
***
Кайтагцы существуют и поныне. Но их немного — около 25 тысяч человек. В основном, являются мусульманами-суннитами, хотя раньше среди них было много христиан. На это особенно повлияли армянские и грузинские миссионеры. Однако правящая верхушка была мусульманской со времён арабского восхождения, как вы понимаете.
В настоящее время кайтагцы считаются субэтносом даргинцев. В отличие от тюрок-кумыков, с которыми у них было одно государство, они являются нахско-дагестанским народом по языку. Кайтагский язык относится к даргинской группе, то есть является всё же самостоятельным языком! В настоящее время на нём говорят, в основном, в Кайтагском и Дербентском районах Дагестана.
Есть мнение, что кайтагцы раньше говорили на монгольском языке, потому что в их этногенезе приняли сильное участие монголы. Как бы то ни было, генетический вклад монголов отрицать нельзя, хотя оно не превалирующее.
В пользу этого также говорит тот факт, что одна из кайтагских общин носила имя «катаганы». А именно так называлось монгольское племя, с которым связана родословная самого Чингисхана. Это племя также принимало участие в формировании бурятского народа, а ещё таких тюркских народов, как казахи, киргизы, каракалпаки, узбеки.
Что касается кайтагцев, то самыми близкородственными им дагестанскими народами являются даргинцы и кубачинцы.
Если понравилась статья, ставьте палец вверх. Подписывайтесь!