Прежде чем продолжать, скажу сразу, что я уважительно отношусь к системе среднего и школьного образования, хотя вопросики имеются.
Нам повезло жить в очень "радостное" время. Лишь не многие осознают, что сейчас происходит. Сперва опишу ситуацию с образованием, как я её вижу.
Предположим, вы пришли учиться на IT -шника или связиста с глубоким познанием сетевых технологий. Пришли, отучились пару лет, вышли на работу, а оборудование уже устарело и все переходят на новое. Нечего, идём снова, учимся, но теперь уже на дипломе понимаем, что то, чему мы учились устарело. И это замкнутый круг. Конечно, сами решения так быстро не выпадают (пока не выпадают), а вот глобальные и большие решения, очень даже. Пока вы внедряете систему автоматизации на предприятии, она уже несколько раз за 4 года может устареть, измениться, снова устареть и так по кругу.
А теперь, что мы хотим от школы. Количество знаний на порядки растет. Мы не будем затрагивать тему математики, рассмотрим, физику, биологию. С одной стороны в них есть базовые знания, законы и понятия, которым многие десятилетия. С другой стороны, благодаря современному обмену информации, школьники могут быстрее и точнее добывать имеющуюся информацию. Может возникнуть конфликт. Но это полбеды, другая часть беды в том, что система рассчитана на среднестатистического школьника и программа одним покажется легкой, другим сложной. Но к одним и тем же учебникам люди пишут абсолютно разносторонние комментарии. Кто-то недоволен, слишком сложной программой, кто-то наоборот считает, что ребенка ничему не учат.
А ведь биология сейчас и 20 лет назад это абсолютно разные взгляды, хотя методика обучения не должна сильно меняться. Понимаете, в обучении первичны не знания, а методология. То же самое касается физики, химии, математики, литературы. Количество книг постоянно растет, но есть классика, есть современное искусство. Как в этом не запутаться - опять нужна методология.
В моем понимании, ребенок ходит в школу не за знаниями, а за методами их получения, а знания - это уже второстепенный продукт, через который учителя понимают, на сколько школьники верно или неверно их воспринимают. Сколько мне довелось видеть разных учителей, классные учителя, замыкают ребенка не знаниях, а на умении их получить, обрабатывать и при этом грамотно мотивируют школьников.
Когда школьник выходит из средней школы и попадает в высшую школу, большинство его знаний неликвидные.
Это связано с несколькими причинами: основная из которых - это усреднение, так как в одном классе могут учиться и будущий артист, и будущий инженер, и будущий медик. Со мной например учились школьники, которые сейчас являются докторами, инженерами, экономистами, экологами, у некоторых уже есть учёные степени. Но мы изучали одну и туже математику, одну и ту же физику, одну и ту же литературу. Просто подход и глубина знаний была разная со стороны ученика.
Следующая важная вещь - это конкретные текущие знания и технологии. Так например в институте, изучая некоторые современные технологии, мы уже в процессе обучения понимали, что эта технология - "вчерашний день", что сейчас всё по-другому. Но есть программа, от которой педагог не может отклоняться, некоторые преподаватели прямо об этом говорят и рекомендуют самостоятельно включаться в процесс обучения. Так как объем информации изучаемый в институте на половину изучается вне учебное время.
Что теперь говорить про школу. Где учителя очень сильно завязаны на программу и учебник и делают всё, что в их силах. Я лишь немного описал ситуацию лишь с точки зрения учебного процесса.
А есть ещё социальная среда, привычки, мода, отвлекающие факторы, которые уже проникают в школу и учебные процессы. Идёт жесткая борьба за внимание детей и их приоритеты. Как вы понимаете, снять тик ток ролик прикольнее чем разобраться с теоремой косинусов или законом Менделеева - Клапейрона, Но это тоже деятельность. Ещё проще смотреть "видосики" или упереться в телевизор..
Ладно дети, подростки и взрослые люди тяжело с этим справляются, куда сложнее это делать детям.
Но не будем о грустном. Когда учился я, то поток информации, падающий на меня была в десятки раз скуднее текущего. У меня было время оценить, разобраться и расставить для себя маячки.
В текущей ситуации, у многих людей старшего поколения такие маячки напрочь отсутствуют, а из тех что есть, далеко не всегда выставлены с нормами высокой нравственности.
Возникает, логичный вопрос, а что делать? Мой ответ - работать с мышлением, с образами, прививать культуру, транслировать её в современном виде, что многие и делают. Понимать ребенка, что он хочет и внедряться в его жизнь. То же самое проделывать и с собой. Осознавать себя каждый миг. Что делаешь и для чего. Это не так просто но это можно делать.
Закончу статью тем, что необходимо перестать распылять своё внимание и нервную систему на внешние раздражители. Ну есть Ольга Бузова, есть сборная России по футболу, есть морген штерн и прочие. Не тратьте на всё это время, займитесь собой и своим временем, пусть не сразу но результат будет.
У меня всё, благодарю за внимание.
Если информация оказалось знакомой, то можешь пройти Небольшой тест на знание азов электроники .
🌞 Группа ВК.
👍👍 Буду признателен 👍👍