Найти тему
Авто Энциклопедия

Рожденный для войны и для труда. Мощный грузовик Урал-375

Эта машина, как и многие другие советские грузовые автомобили создавалась прежде всего для армии. Впрочем, как и другие, «Урал» нашел применение и на гражданке. Он усердно трудится там, где востребованы его главные качества: проходимость и грузоподъемность.

ЗИС-151
ЗИС-151

Необходимость создания такой модели для военных нужд возникла в конце 50-ых. Тогда на вооружении советской армии стоял ЗИС-151, имеющий вполне приличную грузоподъемность в 4.5 тонн. Однако у машины был серьезный недостаток – невысокая проходимость. Эту проблему помогла решить новая полноприводная модификация ЗИЛ-157. Увеличение проходимости потребовало жертв в виде падения грузоподъемности, у нового автомобиля она составляла всего 2.5 тонны.

НАМИ 20
НАМИ 20

Решение проблемы подсказала разработка автомоторного института, экспериментальная модель которого получила имя НАМИ 20. Новинка показала отличные внедорожные качества, могла без проблем передвигаться по глубокому снегу, по размокшей пашне и через речной брод глубиной более одного метра, при этом была способна везти пятитонный груз. Централизованная система подкачки шин позволяла продолжать движение даже после попадания до 6-ти пуль в одно колесо.

Урал-375 первых выпусков
Урал-375 первых выпусков

После нескольких испытаний и ряда изменений, внесенных в конструкцию, грузовик приняли на вооружение под названием Урал-375. Так появился на свет самый узнаваемый грузовик Уральского автомобильного завода. Производство модели началось в последний день 1960-го года. Трехосный грузовой автомобиль получил бензиновый 8-цилиндровый 7-литровый двигатель ЗИЛ-375 мощностью в 180 лошадиных сил. Он работал в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач. На первых машинах устанавливалась раздаточная коробка, обеспечивающая принудительное подключение переднего моста. Через несколько лет от «раздатки» отказались в пользу постоянного полного привода. У первых «Уралов» была складная тентовая крыша, но уже с 1964 года на них стали устанавливать цельнометаллическую кабину. Модернизированная машина получила индекс 375Д.

Урал - 375Д
Урал - 375Д

Военных все устраивало в новом проходимом и мощном грузовике, однако не устраивал его аппетит, он запросто «съедал» до 68-ми литров бензина на сотню км. Проблема «прожорливости» была решена установкой нового дизельного двигателя КАМАЗ-740. С ним грузовик стал потреблять гораздо меньше, около 30-ти литров более дешевой солярки. Дизельный мотор стал основной особенностью новой модели грузового автомобиля Урал-4320. Её выпуск на Миасском заводе начался в 1977 году. При этом предшественник в модернизированном варианте под именем Урал - 375ДМ продолжал оставаться на конвейере до 1992 года.

Урал-4320
Урал-4320

Эти машины использовались в армии не только для перевозки грузов и пехоты, почти сразу они стали платформой для установки систем залпового огня «Град», первое боевое применение которых состоялось в 1969 году во время пограничного конфликта на острове Даманский. В последующие годы они широко использовались и до сих пор используются во всех без исключения конфликтах на территориях бывшего СССР.

РСЗО "Град"
РСЗО "Град"

Активно использовались «Уралы» в период Афганской войны, сначала их бронировали кустарно, используя броневые листы с поврежденной боевой техники, позже это стали делать на заводе по специальному заказу. В кузове устанавливали разного рода вооружения, чаще всего сдвоенные зенитные пушки ЗУ 23.

-8

Гражданское применение Урал-375 и его модификаций не ограничивалось перевозкой грузов. На его базе создавались передвижные краны, топливозаправщики, самосвалы, машины геологоразведки, бурильные установки, вахтовые автобусы и многое другое.

Вахтовый автобус на базе Урал-375
Вахтовый автобус на базе Урал-375

Высокие внедорожные качества обеспечили этой машине большое количество мирных профессий. На конвейере завода её давно сменили новые модели, однако старички до сих пор в строю.