Эта машина, как и многие другие советские грузовые автомобили создавалась прежде всего для армии. Впрочем, как и другие, «Урал» нашел применение и на гражданке. Он усердно трудится там, где востребованы его главные качества: проходимость и грузоподъемность.
Необходимость создания такой модели для военных нужд возникла в конце 50-ых. Тогда на вооружении советской армии стоял ЗИС-151, имеющий вполне приличную грузоподъемность в 4.5 тонн. Однако у машины был серьезный недостаток – невысокая проходимость. Эту проблему помогла решить новая полноприводная модификация ЗИЛ-157. Увеличение проходимости потребовало жертв в виде падения грузоподъемности, у нового автомобиля она составляла всего 2.5 тонны.
Решение проблемы подсказала разработка автомоторного института, экспериментальная модель которого получила имя НАМИ 20. Новинка показала отличные внедорожные качества, могла без проблем передвигаться по глубокому снегу, по размокшей пашне и через речной брод глубиной более одного метра, при этом была способна везти пятитонный груз. Централизованная система подкачки шин позволяла продолжать движение даже после попадания до 6-ти пуль в одно колесо.
После нескольких испытаний и ряда изменений, внесенных в конструкцию, грузовик приняли на вооружение под названием Урал-375. Так появился на свет самый узнаваемый грузовик Уральского автомобильного завода. Производство модели началось в последний день 1960-го года. Трехосный грузовой автомобиль получил бензиновый 8-цилиндровый 7-литровый двигатель ЗИЛ-375 мощностью в 180 лошадиных сил. Он работал в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач. На первых машинах устанавливалась раздаточная коробка, обеспечивающая принудительное подключение переднего моста. Через несколько лет от «раздатки» отказались в пользу постоянного полного привода. У первых «Уралов» была складная тентовая крыша, но уже с 1964 года на них стали устанавливать цельнометаллическую кабину. Модернизированная машина получила индекс 375Д.
Военных все устраивало в новом проходимом и мощном грузовике, однако не устраивал его аппетит, он запросто «съедал» до 68-ми литров бензина на сотню км. Проблема «прожорливости» была решена установкой нового дизельного двигателя КАМАЗ-740. С ним грузовик стал потреблять гораздо меньше, около 30-ти литров более дешевой солярки. Дизельный мотор стал основной особенностью новой модели грузового автомобиля Урал-4320. Её выпуск на Миасском заводе начался в 1977 году. При этом предшественник в модернизированном варианте под именем Урал - 375ДМ продолжал оставаться на конвейере до 1992 года.
Эти машины использовались в армии не только для перевозки грузов и пехоты, почти сразу они стали платформой для установки систем залпового огня «Град», первое боевое применение которых состоялось в 1969 году во время пограничного конфликта на острове Даманский. В последующие годы они широко использовались и до сих пор используются во всех без исключения конфликтах на территориях бывшего СССР.
Активно использовались «Уралы» в период Афганской войны, сначала их бронировали кустарно, используя броневые листы с поврежденной боевой техники, позже это стали делать на заводе по специальному заказу. В кузове устанавливали разного рода вооружения, чаще всего сдвоенные зенитные пушки ЗУ 23.
Гражданское применение Урал-375 и его модификаций не ограничивалось перевозкой грузов. На его базе создавались передвижные краны, топливозаправщики, самосвалы, машины геологоразведки, бурильные установки, вахтовые автобусы и многое другое.
Высокие внедорожные качества обеспечили этой машине большое количество мирных профессий. На конвейере завода её давно сменили новые модели, однако старички до сих пор в строю.