«Властелин Колец» – это история о Кольцах Власти. О том, кто их носил, кто их хочет заполучить, как они действуют на окружающий мир. Учитывая важность Колец для сюжета, мне стало интересно собрать больше информации об их способностях – так родилась эта статья.
Кто создал Кольца Власти?
После поражения Мелькора в Войне Гнева часть эльфов поселилась в месте под названием Эрегион. Многие из них были из народа нолдор – кузнецы, друзья гномов из Мории. Самых искусных мастеров звали Гвайт-и-Мирдайн, что по-синдарински означает «народ кузнецов-ювелиров». Лучшим из них был Келебримбор – внук самого Феанора.
Несмотря на отказ вернуться в Валинор, в душе эти эльфы все еще тосковали по валинорскому величию. У Гвайт-и-Мирдайн возникла идея построить мини-Валинор прямо здесь, в Средиземье, и в этот момент в Эрегионе появился Саурон под именем Аннатар – Повелитель Даров. Он был очень убедителен, потому что говорил то, что хотели услышать кузнецы: «Почему Средиземье должно вечно оставаться пустынным и темным, в то время как эльфы могли бы сделать его таким же прекрасным, как Валинор? Наша задача – трудиться вместе, чтобы все эльфы Средиземья приобрели такие же силы и знания, как те, кто живет за морем».
Гвайт-и-Мирдайн полностью согласились с этой идеей и с помощью советов Аннатара стали творить все более удивительные вещи, «превосходящие все, что создавалось ими ранее». Постепенно, после опытов над младшими кольцами, из кузен Гвайт-и-Мирдайн вышли шестнадцать Колец Власти. Лишь четыре Кольца были выкованы раздельно – тремя, которыми позднее владели эльфы, занимался лично Келебримбор, а Единое Кольцо сделал сам Саурон у кратера Роковой Горы.
Способности Колец Власти
Гэндальф в главе «Тень прошлого» говорит: «Меньшие кольца были всего лишь пробой ремесла, хоть и они опасны для смертных. Но Великие Кольца, Кольца Силы – они гибельны». Похоже, что советы, которые давал эльфам Саурон, имели непредвиденные последствия. Толкин не вдается в подробности, но думаю, что магия, вплетенная в создание Колец, находилась за пределами понимания эльфийских кузнецов, которые ее использовали. Поэтому Кольца обладали большим количеством свойств, которые Саурон передал им без ведома своих «союзников».
В письме № 131 Толкин упоминает о главной силе, присущей всем Кольцам без исключения – предотвращение или замедление распада, сохранение желаемого, или любимого, или его подобия. Это более-менее похоже на то, что хотели эльфы. Но также Кольца усиливали естественные способности обладателя, приближаясь таким образом к «магии» - мотиву, который у Толкина легко превращается в зло, жажду власти. И, наконец, Толкин пишет о других свойствах, которые Кольца получили через Саурона – например, делать невидимым материальное тело, и вещи невидимого мира – видимыми.
Итак, в Кольцах смешаны разные силы. Эльфы хотели воссоздать Валинор в Средиземье. В отличие от Средиземья, которое подвержено искажению, Валинор поддерживается силой Валар и не изменяется. Эльфы на самом деле не являются по-настоящему бессмертными – их жизнь зависит от судьбы сотворенного мира, Арды. Они настолько связаны с Музыкой Творения, что могут влиять на нее – люди называют это магией. Для эльфов ношение Кольца Силы поддерживает и сохраняет их землю, создавая подобную Валинору область в Средиземье.
Люди – гости в Арде. Им не хватает той глубокой связи, которая есть у эльфов, поскольку людские души после смерти покидают этот мир. Люди не настолько сроднились со Средиземьем, как эльфы, поэтому Кольца влияют на их тела, продлевая смертную жизнь. Вряд ли эльфийские кузнецы, да и сам Саурон, задумывались о том, как люди будут использовать Кольца – но это объясняет, как появились Назгул.
У девятнадцати Колец была еще одна интересная особенность, о которой упоминается в эссе «О Кольцах Власти и Третьей Эпохе»:
«Большая часть силы и воли Саурона перешла в Единое Кольцо; ибо сила Эльфийских колец была очень велика, и то, что предназначено для управления ими, должно превосходить их силу. Поэтому Саурон выковал Единое Кольцо в Огненной Горе в Стране Теней. И пока он носил это Кольцо, мог чувствовать все, что делалось с помощью меньших колец, мог видеть и управлять мыслями тех, кто их носил».
Это «управление» не было непосредственным. Надев одно из Колец Власти, владелец не превращался тут же в марионетку Саурона. Скорее влияние нарастало постепенно, с течением времени. Когда Саурон захлопнул свою ловушку, у эльфов-носителей Колец было достаточно времени, чтобы распознать его предательство.
Те Кольца, к которым прикасался Саурон, также обладали дополнительными свойствами. Они позволяли владельцу исчезать из физического мира, оставаясь лишь тенью. В то же время они делали владельца видимым в мире духов. Вероятно, это свойство первоначально появилось в «Хоббите», когда Толкину понадобилось кольцо-невидимка. И только потом эту способность автор распространил на другие Кольца Власти (вероятно, кроме эльфийских - хотя возможно, что наиболее сильные носители могут контролировать режим невидимки).
Было ли Единое Кольцо живым?
В главе «Тень прошлого» Гэндальф рассказывает: «Кольцо само заботится о себе, Фродо. Оно может предательски соскользнуть, но хранитель никогда не бросит его… Не Голлум, Фродо, а само Кольцо решало все. Кольцо покинуло его».
Кольцо решило все? Кольцо заботится о себе само? Неужели Кольцо может думать и действовать самостоятельно? Думаю, ответ дает сам Гэндальф чуть ниже: «Теперь, когда хозяин Кольца снова проснулся и потянулся к нему своими темными помыслами, оно покинуло Голлума».
Саурон вложил большую часть своей силы в Кольцо. Кольцо – часть Саурона. Таким образом, любое действие Кольца, любое кажущееся разумным «поведение» этого предмета – просто реакция на призыв Саурона. Майар вряд ли могут самостоятельно создавать разумные сущности, но сил Саурона хватило бы на то, чтобы привить Кольцу своего рода инстинкты.
И наконец, нельзя не сказать, что по слухам историю создания Колец Власти и последующей войны нам покажут в сериале от Amazon! Надеюсь, ковидные ограничения больше не будут мешать съемкам.
Спасибо за внимание! Если понравилось, поддержите автора👍 :)