У народов восточно-семитской и шумерской групп, населявших в древности междуречье между реками Тигр и Евфрат, был обычай, являвшийся пережитком родо-племенных традиций.
Это был ритуал по избранию «подменного царя»
В древности, практически все народы, жившие родо-племенным строем, имели традицию проверять в определенные дни состояние физического и умственного здоровья своих правителей.
Раз в году правитель рода или племени обязан был демонстрировать своим соплеменникам, что он способен руководить родом, племенем. Правитель сдавал определенные нормативы: на скорость бега, физической выносливости, быстрого решения тех или иных проблем и вопросов, которые подбрасывали на этот день проверяющие и т.д. То есть, правитель обязан был показать, что он здоров умственно и физически и достоин управлять. Если правитель не справлялся с нормативами, его убивали, а на его место избирали нового. А чтобы не было возмутителей спокойствия против подобных проверок, под них подводили религиозную базу: мол, это установления самих богов. А с богами не поспоришь.
Родовые и религиозные традиции вещь живучая и от них так просто не отделаешься. Потому, по мере создания государств, единоличные правители стали искать способ, как бы остаться при власти, не сдавая этих нормативов. И появился ритуал по избранию «подменного царя». Как все выгодное для правящих кругов, он быстро получил широкое распространение по всей Месопотамии и в прилегающих регионах.
Не обошлось и без подвластных царской власти служителей культов. Жрецы подвели под этот ритуал свою базу. Мол, этот ритуал надо проводить, чтобы отвести от верховного правителя государства внезапную смерть и серьезные неприятности бытового характера.
Суть ритуала заключалась в том, что под Новый года (это был первый месяц весны; у народов Месопотамии – 1 нисану (приходился на март-апрель)), в день, благоприятный с точки зрения жрецов, на трон государства возводился «подменный царь».
При возведении его на трон, в точности, как положено, проводился ритуал коронации, после чего данный человек (как правило, молодой человек из рабов или слуг дворца, которого заранее намечали жрецы) несколько дней считался правителем государства. А окружение настоящего правителя обращалось с «подменным царем» согласно всем нормам придворных обычаев и ритуалов. Реальный правитель в этот дни царем не считался и старался во дворце не появляться.
Через несколько дней «правления подменного царя» (не более семи дней; срок его «правления» опять устанавливали жрецы), «подменный царь» предавался смерти (опять же по установленному ритуалу), На трон возвращался настоящий правитель государства.
Убитый «подменный царь» считался искупительной жертвой, угодной богам. Эта жертва как бы снимала с настоящего правителя вину за все его ошибки и проступки, и давала ему новые силы и здоровье.
Ритуал с «подменным царем» был отработан до мелочей, применялся веками, но… однажды произошел сбой.
Около 1860 года до н.э., в 8-й год правления Эрра-имитти, царя могущественного государства Иссин (в среднем течении реки Тигр) проводили очередной ритуал по избранию «подменного царя».
Жрецы определили (с согласия царя), что молодой дворцовый садовник по имени Эллиль-бани вполне может на несколько дней подменить Эрра-имитти на троне.
А вот дальше начинается самое интересное.
То ли это было заранее спланировано жрецами и группой вельмож, то ли произошло случайно, но после того, как провели обряд коронации и провозгласили царем Эллиль-бани, неожиданно умер Эрра-имитти.
Если верить официальной версии Эрра-имитти умер от того, что ложка горячей каши, которую ел настоящий царь Иссина, попала в не то горло, отчего последний и скончался.
А как оно было на самом деле…
Детей у Эрра-имитти не было.
И опять два варианта.
Если смерть Эрра-имитти была спланирована заранее, то понятно, почему Эллиь-бани остался в царях.
Если же Эрра-имитти умер случайно, то Эллиль-бани оставили на троне, чтобы избежать в государстве смуты и гражданской войны, что в условиях внешней военной угрозы со стороны могущественного Вавилона и еще боле могущественной Ларсы могло привести к ликвидации Иссина, как государства. А так царь есть. Если чего и не знает и не понимает – подскажем, направим…
Так садовник Эллиль-бани из «подменного царя» стал царем настоящим, правил 22 года и основал новую династию.
Как видим следы некоей «специфической» деятельности имеют место быть уже в древнейшие времена.
(Источники: Хроники Вавилонии)