Найти тему
Sufferineve

Не сдал ОГЭ

Оглавление

Июнь - пора неожиданностей. Вроде был ребенок отличником, в школу не вызывали, уроки делал и тут, БАЦ, не сдал ОГЭ. Как такое возможно?

Вот тут новости из Челябинска приходят в ленту, мол только лишь в одной школе полсотни девятиклассников не справились с ОГЭ. И хотя это выглядит какой-то самой рядовой статейкой в интернете, на самом деле в ней поднимается аж целых три очень важные проблемы образования. Причем те, о которых почему-то не очень часто вспоминают и родители, и новостные ленты, в лучшем случае касаясь лишь поверхностно.

Для начала хочется сказать о нескольких базовых вещах, которые стоит знать, чтобы лучше понимать проблемы.

Во-первых, что ЕГЭ, что, тем более, ОГЭ - простые экзамены, если речь идет о том, чтобы их просто сдать. Как угодно выше двойки. Минимальные баллы и число заданий для этого там просто смешное - достаточно решить несколько первых заданий (в случае ОГЭ2021 требовалось еще обязательно решать геометрию, но это отдельный вопрос) и ты сдал экзамен. Да, если хочется максимальный балл, то наверно (в случае ЕГЭ) общеобразовательной школы не хватит, хотя в эпоху интернета и миллионов видео на тему ЕГЭ не сказать, что это актуально. Но речь о минимальных баллах. Иными словами, надо постараться, чтобы НЕ СДАТЬ эти экзамены.

Во-вторых, эти экзамены типовые и относительно постоянны. И год назад хотели, чтоб школьник решил квадратное уравнение, и два, и три. Бывают отдельные эксперименты, но не над всем экзаменом, а над отдельными заданиями. То есть то, что в ЕГЭ этого года, условно, появились тетраэдры, которых не было ранее, не приведет к тому, что значительно увеличится количество заваливших экзамен. Потому что отдельные задания не важны, минимальные баллы набрать можно всегда, если хотя бы раз в три урока школьник смотрел на доску, а не в телефон.

И в-третьих, что на самом деле очень важно, потому что речь идет о статистике, на чем собственно стандартизированные экзамены и основаны. Все сдающие в одном классе не могут нервничать настолько, что разом начали писать ответы мимо клеток, размывать слезами бланки и делать прочие вещи, о которых так любят рассказывать их родители. Один - может, два - могут. Все - не могут. Если в школах сейчас учатся десятки, если не сотни, тысяч психически неуравновешанных человек, то бить тревогу стоит уже не об качестве образования. Поэтому апелляция к стрессу попросту не валидна, когда речь заходит о экзамене по всей стране. В противном случае, школы бы уже давно превратились в места массовых захоронений, ибо там есть вещи для психики и куда страшнее экзамена.

Виноваты все, кроме меня

Гений, потому что вниз головой висит, очевидно
Гений, потому что вниз головой висит, очевидно

— В нашем классе 17 человек, кто не сдал экзамен, — рассказала Анна. — 16 июня была пересдача, сегодня пришел результат — не сдали 15 человек. Честное слово, я в истерике. Администрации школы наплевала на детей. Ладно бы один или два человека не сдали, а тут 15 — и во всем, по словам администрации, виноваты наши дети. Говорят: «Не расстраивайтесь, это же не конец жизни, осенью пересдадите». А как поступать? Мы в педагогический колледж планировали. Я понимаю, если бы мой ребенок перебивался с двойки на тройку, вопросов нет. Но русский язык он же сдал на пять.

Анна нам утверждает, что администрации школы наплевать на детей, ведь не сдало много человек, а это конечно не может быть связано ни с чем иным, кроме как с тем, что школа специально плохо учит. К сожалению, Анна еще и не очень дружит с логикой, потому что сдача русского языка на пять не гарантирует сдачу на пять математики. Это же разные предметы, Анна.

— Честное слово, не знаем, что делать, — говорит другой родитель, чей ребенок также не сдал ОГЭ. — Просто поставили крест на судьбах детей. У моего сына ни одного замечания за девять классов не было, ни разу меня не вызывали в школу по поводу успеваемости. И тут такое.

К ней присоединяется еще один родитель, для которого стали неожиданностью девять лет жизни ее ребенка.

В обоих случаях (и в большинстве прочих случаев комментариев родителей по этому, да и по всем прочим, вопросу) родители обвиняют в завале экзамена каких-то других людей, а то и вообще некий абстрактный орган (администрация школы, ну серьезно?).

Нет, безусловно качество образования в каких-то школах может оставлять желать лучшего, хотя я напомню о начале статьи и пунктах - уж таблицу умножения то в этой школе наверно смогли осилить за девять лет? Но это имеет смысл, только если бы в новости возмущались о том, что их дети не сдали ОГЭ на максимальные баллы, тогда да. Но базовый уровень образования для преодоления порога ОГЭ дается еще в начальной школе и это не преувеличение.

Почему-то ни Анна, ни второй анонимный родитель, не замечают главного. О проблемах с математикой они узнали в 9 классе, да и то после экзамена. Рискну предположить, что обоим родителям все это время было немного наплевать на качество обучения своих детей, на контроль этого дела и на будущее, которое их дети получат, если их родителям будет плевать. В школу же не вызывали? Не вызывали. Пятерки в дневнике были? Были. Ну что мне, родителю, который так сильно переживает за своего ребенка, тогда беспокоится о том, чему его там научили? Правильно? Правильно.

Неужели за столько лет не нашлось времени, желания или сил, чтобы посмотреть в тетради ребенка или там хотя бы вместе с ним ПОПРОБОВАТЬ решить этот ужасный, ставящий крест на судьбах детей, ОГЭ. Там конечно встретятся и непонятные для родителя вещи, но зато примерно станет ясно насколько вообще эта школьная пятерка соответствует стандарту знаний (примерно никак). Потому что для того, чтобы видеть, что твой ребенок не может при тебе нормально прорешать ОГЭ, не понимает вообще какие-то базовые математическкие вещи не требуется заканчивать мехмат МГУ. Надо быть просто честным родителем.

Но обвинять себя в том, что образование ребенка девять лет было не интересно это как-то неправильно. Поэтому надо найти на кого спустить всех собак - образование не то, учителя не те, экзамен не тот, администрация школы не такая. А, ну и конечно автор блога тоже неправильный. А то, что он сам этот ЕГЭ сдавал и никаких трудностей не испытывал, в том числе потому что с ним в начальной и в начале средней школ занимались родители уроками, контролируя чему он там вообще научается, это потому что он дурак и в школе у него пятерок не было.

Инфляция оценок

Оценки в школе являются показателем НИЧЕГО. Буквально. Даже внутри одной школы, даже внутри одного класса, да что уж даже у одного школьника в дневнике.

Потому что сегодня он не сделал домашнюю работу и получил 2, а завтра написал контрольную и получил 5. У него как-то знания поменялись? Сомнительно. Поменялись хотелки учителя.

Учителя почти перестали ставить двойки, потому что родители их в чатах потом закидывают всем, чем возможно, Пяти-балльная система, которая еще в моем детстве фактически превратилась в четырех-балльную (единицы почти не ставили, это скорей был такой восклицательный знак, чем оценка - Иванов без сменки пришел на урок, КОЛ!), а сейчас и вовсе в трех-балльную. Причем конечно ставить тройки тоже не очень хочется, наверняка все помнят рассказы учителей о четверках с двумя минусами, ну просто смешно.

Пятерка за чистоту в тетради, пятерка за поведение, пятерка за то, что родители сдали денег на ремонт. За все. Никакой связи со знаниями, правда, у этих оценок нет. И за счет таких оценок средний балл растет разумеется вверх, создавая инфляцию или, другими словами, обесценивая смысл оценок вовсе.

И в конечном счете на экзаменах, которые принимают и проверяют не учителя, ставящие эти пятерки, совершенно неожиданно оказывается, что никаких пятерок вовсе и нет. Хорошо, если есть тройка.

Но самое смешное во всем этом так это то, что возмущающиеся по поводу стандартизированного экзамена, который проверяет неподкупный компьютер или независимые эксперты, родители считают подобную анонимную оценку знаний чем-то плохим. Ну то есть (мы снова возвращаемся к тому, что родителям плевать на своих детей) родителям плевать являются ли их дети носителями хоть каких-то знаний или нет, им нужна просто хорошая оценка в дневнике. Ну или за экзамен. А знания? Ну а зачем они нужны, интегралы эти ваши с законами Ома. Хочу пять. Мой ребенок самый лучший и молодец.

Математический цирк

В Министерстве образования и науки региона 74.RU сообщили, что в целом по области число двоек выросло на один процент по сравнению с 2019 годом (в 2020 году из-за пандемии ОГЭ не сдавали. - Прим. ред. ).
— По математике 30 процентов двоек в этом году, — уточнили в Минобре. — Среднестатистическое количество оценок «неудовлетворительно» в этом году не увеличилось.

И хотя во всех бедах нынешних экзаменов винят злосчастный дистант, статистика все ставит на свои места и процент не сдавших экзамен стабилен. Пусть и ужасен, но зато стабилен.

Можно сказать, что к девятому классу каждый третий школьник все еще не знает таблицы умножения. Можно ли в этом вообще винить систему образования? Когда я учился, эти таблицы на каждой тетради сзади на обложке были (я всегда думал зачем они там, а оно вон как).

У меня есть одна пугающая гипотеза на этот счет. Из-за сверхдоступности телефонов, планшетов и прочих цифровых устройств (даже обычных калькуляторов) школьники просто не умеют считать сами. Вообще. Не потому что Министерство Образования стерло из учебников все упоминания о ручном счете, а потому что проще взять телефон и открыть на нем калькулятор. Я не уверен, что в школах так разрешают делать, но учитывая 30% людей, не сдавших экзамен и то, что его сдачи собственно только уметь считать и надо, мне кажется это вполне правдоподобной теорией.

-3

Насколько важно уметь считать без калькулятора? Как показывает практика - это как минимум важно для того, чтобы сдать ОГЭ или ЕГЭ, что, как мне кажется уже достаточный стимул для родителей как-то настоять на том, чтобы ребенок все считал сам. Нужно ли это в жизни? На самом деле да. Нет, не затем, чтобы быстро посчитать в магазине умещаешься ли ты в сумму на карточке или нет, а потому что это развивает интеллект.

Недавно появилась новость, что отказ от изучения математики после 16 лет уже связан с уменьшением когнитивных способностей. А в этом возрасте у нас уже нередко сдают ЕГЭ, после чего отправляются в какой-нибудь педвуз, где математики нет вовсе и идут учить детей. А если дети отказываются от математики еще в пятом классе, заменяя ручной счет на цифровой? А интегралы с пределами вообще в школе кто-то понимает? Ну, результаты ОГЭ в таком случае обоснованы еще и нейро-наукой.