Морское судно - это мощное, красивое и зачастую быстроходное «изделие», которое появилось благодаря способности человеческого ума трансформировать свои идеи в реальную плоскость. Одна из ключевых характеристик судна или же военного корабля - его скорость, маневренность, способность экономить значительные средства за счет экономии топлива, а также оперативно и беспроблемно первозить груз без лишних сложностей.
Довольно интересным элементом судна является так называемый бульб - каплевидный отросток, который находится на одном уровне с ватерлинией и чем-то напоминает луковицу. Многие из тех, кто хоть раз видели судно на этапе строительства, задаются вопросом, зачем эта штука требуется для судна, какова его функция и можно ли обходиться без него?
Данная «загогулина» является крайне важной частью любого судна, которое планирует двигаться с оптимальной скоростью и не тратить лишнего топлива в процессе продвижения вперед.
Еще в Древнем Риме и Греции мореплаватели отметили, что скорость судна значительно увеличивается, если так называемый обтекатель берет на себя ключевую нагрузку, связанную со своеобразным «расталкиванием волн», которые затем в более ослабленном виде оказывают давление на носовую часть корабля. КПД очевидно возрастает, энергии затрачивается меньше, достигнуть цели становится значительно проще.
Можно сравнить данное утолщение в носовой части с подобными вариантами, которые способствуют уменьшению давления на иных видах транспорта.
Самыми распространенными вариантами можно назвать гоночный болид, поезд Сапсан или же пассажирский или грузовой самолет, также обладающий закругленными линиями, чтобы воздушная среда с наименьшими потерями как бы «обступала» его и гарантировала значительную экономию горючего.
Бульб - это не только лишь утолщение на носу судна, но и еще важнейший конструктивный элемент колонн, балок, всевозможных ферм, где требуется утолщение, чтобы нагрузка распределялась оптмальным образом.
Из чего же сделан данный элемент? К моему большому удивлению, бульб оказался внутри не цельнометаллическим, а вполне себе полым объектом, но вот изготовлен он был на основе толстого листового железа, способного без лишних дефектов и деформаций взять на себя серьезную нагрузку в процессе набора хода судном.
Инженеры 20 века практически целое столетие искали правильный способ экономить на горючем. И решение пришло! Дэвид Тейлор, американский инженер, добавил так называемый «хвостик» на линкор "Делавер".
Изобретение оказалось успешным! Скорость военного корабля увеличилась на 15-20%, он стал более маневренным, а все тестирования давали только положительный итог.
Прозвучит, конечно же, немного дико, но интересное изобретение стало повсеместным лишь в конце 20 столетия, когда инновационные технологии шагнули невероятно далеко вперед!
Особенно интересным данное изобретение стало для пассажирских круизных лайнеров, которые вообще не пользовались славой быстроходных. Каплевидный эллипсовидный отросток сделал скорость судов более чем приемлемой - ее порог остановился в районе 30 узлов, что было важным прорывом того времени. Бульб брал на себя ключевую нагрузку, делал расход топлива меньше, а также способствовал увеличению срока эксплуатации корабля!
Рачительные японцы также хорошо продумали конструкцию бульба и установили его на свои крейсеры, которые использовались в периоды 2-йМировой войны. Но бульб все-таки для своего времени оказался чрезмерно важным и непонятным новшеством. Разглядели его пользу лишь тогда, когда на компьютере стало возможны детально разобрать все его недостатки и добиться идеальных очертаний.
Совсем забыл сказать, что бульб не только призван гасить излишнее сопротивление образуемых волн, но и играет важную роль для улучшения показателей остойчивости корабля или же иного вида судна. Довольно тяжелый носовой элемент положительно влияет на то, что судно становится более невосприимчивым на штормовые ситуации, ведь весит этот элемент немало и делает конструкцию корпуса еще более тяжеловесной.
И все-таки бульб имеет значение, если речь идет о судне, обладающем большим водоизмещением, а на корпус идет большое давление, которое требуется уменьшить, чтобы избежать лишних расходов.
Не следует считать, что данное изобретение не является актуальным. Бульб - очень важный элемент, способствующий уменьшению нагрузок на двигатели, а благодаря постоянному развитию современной технологической мысли, форму этого «отростка» можно без проблем изменять, доводя ее до идеальной и гарантируя значительное увеличение КПД, что является актуальным и для всех остальных видов морских судов.
А вы когда-нибудь задавались вопросом, для чего судну нужна эта странная загогулина?!
Премного благодарен за ваши лайки и комментарии 🙏 Очень старался и надеюсь вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на канал "Папа в море"! Пожалуй, самый морской канал на Дзене⚓