Я редко пишу о балеринах. Не хочется ошибиться в своей характеристике их, ну и другие причины. А сегодня невозможно пройти мимо событий жизни: будет небольшое сообщение in memoriam, то есть памяти...
Вчера, 24 июня 2021 г., скончалась Ольга Николаевна Моисеева. Балерина театра им. Кирова, Народная артистка СССР, педагог-репетитор Мариинского театра. Она трудилась в родном театре до последних дней, ей было 92 года (родилась 25 декабря 1928 г.).
В Ленинградском театре оперы и балета было много хороших балерин, с индивидуальностью и хорошей выучкой, часто вагановской. Ольга Моисеева окончила Ленинградское хореографическое училище в 1947 г. по классу А. Я. Вагановой. Эта преемственность от великого педагога идет до сих пор, но редеет: вот и стало в мире на одну ученицу Вагановой меньше. Из учениц же Моисеевой сейчас танцуют Светлана Захарова, недавно вспоминаемая Олеся Новикова; в прошлом гремели имена ее учениц Галины Мезенцевой, Алтынай Асылмуратовой, Юлии Махалиной.
Итак, у Моисеевой была обычная, достойная биография труженицы: в 1947–1972 г. танцевала в театре, с 1972 г. и до наших дней была в нем педагогом-репетитором. Тех, кто видел ее на сцене, прошу поделиться воспоминаниями.
Я часто раньше писала о ленинградском балете, и ее имя в статьях мелькало, не могло не мелькать. Вот в 1961 г. она – первая Мехмене-Бану в «Легенде о любви» Ю. Григоровича. Ранее, в 1958 г. на нее ставится хореографическая миниатюра Л. Якобсона «Мать». Ей удавалась и трагедия, и героика, и лирика. Множество партий в классических и советских балетах.
Записей ее сохранилось совсем мало. Посмотрим три танца.
Вот из «Баядерки». Танец обманутой, преданной Никии на празднике. Главное впереди: из корзинки с цветами вот-вот выползет змея и укусит баядерку. Невозможно остаться равнодушным. Пластичные руки, актерское мастерство без переигрывания и настоящая искренность. А быстрой части – настоящая улыбка – надежда ли озарила душу ее Никии?
Еще одна драма, даже трагедия, но воплощенная в свободной пластике Якобсона – «Мать».
Сюжет передается в фильме такими словами:
Ребенка ищет мать среди немых развалин,
Зовет, рассудок потеряв от горя –
Но жертв своих не отдает война...
Тут без особых комментариев, слишком большую трагедию воплощала на сцене балерина под музыку А. Скрябина. Сейчас эта миниатюра, насколько знаю, не исполняется.
Наконец, у Ольги Моисеевой был потрясающий «Лебедь». Музыка К. Сен-Санса, хореография – по М. Фокину.
Именно, не «Умирающий лебедь». Лебедь Ольги Моисеевой словно бы просто засыпает. Потрясающе плавные руки и движения и соответствующее исполнение музыки рисуют именно такую картину. Вечер, солнце низко над горизонтом. Тихий летний день завершается. Лебедь наслаждается последними лучами сегодняшнего тепла и света, словно бы купаясь в лучах. Его одолевает сон. Он не противится ему. Движения замедляются, вот и последние, и лебедь заснул. Проснется ли?
Сон, но вечный, унес Лебедя – Ольгу Моисееву. Она останется в наших сердцах…